Дискуссии вокруг проекта европейской обороны, создания Европой собственной армии ведутся длительное время и берут свое начало в 50-х гг. прошлого столетия. Тогда послевоенная Европа задумалась о формировании крупных интеграционных структур, о своей роли в новой расстановке сил на мировой арене. Однако возможность создания оборонительного союза, общей европейской армии до сих пор упирается в некоторые политические и даже идеологические факторы, по поводу которых в самом ЕС пока нет единой точки зрения.
Одна из первых серьезных попыток создания европейской армии в форме Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) с участием шести западноевропейских стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) была предпринята в 1950 г. Речь шла о наднациональной организации, обладающей объединёнными вооруженными силами, общими органами управления и единым бюджетом. Ее окончательный план был выработан и одобрен на совещании министров иностранных дел США, Великобритании и Франции в Вашингтоне в сентябре 1951 г.
Согласно плану, западногерманские войска вместе с другими воинскими формированиями должны были войти в европейскую армию, участниками которой стали бы шесть европейских стран. 27 мая 1952 г. в Париже министры иностранных дел этих государств подписали договор, а также ряд дополнительных секретных протоколов и документов, известных как Парижские соглашения о создании ЕОС. Его деятельность должна была осуществляться в тесном сотрудничестве с уже созданным к этому времени блоком НАТО, в подчинение которого предусматривалось передать европейские вооруженные силы. Преимущественное положение в сообществе наряду с Францией и Италией получала ФРГ.
Проект Европейского оборонительного сообщества был ратифицирован пятью странами из шести, но отклонен 30 августа 1954 г. Национальным собранием Франции голосами голлистов, поддержанных коммунистами. Неудача ЕОС стала чувствительным ударом по евроатлантической солидарности и одновременно по зарождавшейся политике европейской интеграции. Последовала достаточно длительная пауза в проведении новых мероприятий по выстраиванию военных компонентов объединявшейся Европы. Хотя идеи европейского строительства в политической, экономической и других областях продолжали занимать ведущее место в политике европейских государств, их практическое осуществление задержалось на несколько лет. Что касается вопросов европейской обороны, то они были целиком делегированы НАТО и США. По сути, оборонный союз оставался вне рамок практической политики Европы, целиком ориентированной на Атлантический альянс.