По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Твиттер-дипломатия» как инструмент внешнеполитической коммуникации

Иван Викторович Сурма заведующий кафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности, Дипломатическая академия МИД России, канд. эконом. наук, член-корреспондент РАЕН, E-mail: vsurma@gmail.com

В настоящее время социальные сети все чаще и чаще используются как эффективная среда для публичной дипломатии. Статья посвящена рассмотрению феномена Твиттер-дипломатии и ее роли во внешней политике большинства стран мира. События последних лет показывают, что Твиттер не только стал новым инструментом в дипломатической деятельности, но и даже изменил форму восприятия самих дипломатических процессов. Дипломаты и мировые политические лидеры стали понимать выгоду некоторых услуг и возможностей Твиттера для поддержания наиболее благоприятных отношений в сетевом публичном пространстве. Благодаря Твиттеру взаимоотношения между социальными сетями и дипломатией стали трансформироваться в динамично развивающееся современное явление, показывающее, что социальные сети могут играть как отрицательную (Твиттер-революции, социальная нестабильность, формирование негативного общественного мнения и т.п.), так и положительную важную роль в выстраивании благоприятных отношений и обеспечении мира между народами. Поэтому Твиттер на сегодняшний день остается наиболее популярной социальной сетью для мировых политических лидеров и министерств иностранных дел ряда стран.

Литература:

1. Twiplomacy Study 2018. URL: https://twiplomacy.com / blog / twiplomacy-study-2018 / (дата обращения: 22.11.2019).

2. How do World Leaders use Twitter? URL: https://twiplomacy.com / blog / world-leaders-use-twitter / (дата обращения: 15.01.2020).

3. World Leaders on Facebook 2019. URL: https://twiplomacy.com / blog / world-leaders-facebook-2019 / (дата обращения: 15.01.2020).

4. Баранов Н. Современные информационные технологии в арсенале внешней политики государства. URL: https://www.nicbar.ru / politology / study / 60-kurs-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-v-mirovoj-politike / 617-tema2-sovremennye-informatsionnye-tekhnologii-v-arsenale-vneshnej-politiki-gosudarstva (дата обращения: 17.01.2020).

5. Zuckerman E. The first twitter revolution (12-08-2014). Avalable at: http://www.foreignpolicy.com / articles / 2011 / 01 / 14 / the_first_twitter_revolution (дата обращения: 25.12.2019).

6. Viloria E. La guerra mediática a través de Twitter (12-08-2014) Avalable at: http://www.aporrea.org / medios / a196347.html (дата обращения: 27.12.2019).

7. Абдеев Р. Ф., Аникин В. И., Сурма И. В. Философские аспекты информационной цивилизации и современные проблемы управления в ракурсе глобальной безопасности // Вопросы безопасности. — 2017. — № 2. — С. 44–54.

8. Аникин В. И., Сурма И. В. Методологические основы анализа и развития сложных систем в международных отношениях (структурно-функциональный подход в формировании государственного внешнеполитического механизма) // Национальная безопасность. — 2015. № 2 (37). — С. 283–296.

9. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в дискурсе глобальной политики // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — № 6 (39). — С. 53–60.

10. Сурма И. В. Генезис «цифровой дипломатии» // Дипломатическая служба. — 2017. — № 1. — С. 17–41.

Согласно ряду исследований, проведенных недавно [1], [2], [3], среди мировых политических лидеров, дипломатов и министерств иностранных дел ряда стран Твиттер (Twitter)2 остаётся наиболее популярной социальной сетью. Проведенный анализ BCW (Burson Cohn & Wolfe), представленный в докладе Twiplomacy-2018, выявил 951 аккаунт в Twitter (из них 372 личных и 579 институциональных) глав государств и правительств и министров иностранных дел 187 стран, т. е. 97 % из всех 193 государств–членов ООН имеют официальное присутствие на Twitter-платформе с общей почти полумиллиардной аудиторией подписчиков. Все правительства G20 имеют официальное присутствие в Twitter, а шесть лидеров G7 имеют личный аккаунт в Twitter. Канцлер Германии Ангела Меркель является единственным лидером G7, который избегает социальной сети, хотя ее партия и создала персональную учетную запись @AngelaMerkel в Twitter еще в августе 2017 г., но она неактивна. Правительства всего лишь шести стран мира официально еще недавно не были представлены на этой платформе: Мавритания, Лаос, Китай, Никарагуа, Свазиленд (теперь Эсватини) и Туркменистан. КНДР, почти не использовавший до недавнего времени Твиттер для официальной внешнеполитической коммуникации, в настоящее время увеличивает своё представительство в социальной сети Твиттер. Даже Информационное бюро Государственного совета Китая поддерживает свое присутствие в Twitter (@ChinaSCIO), Facebook и YouTube, и семь китайских посольств, а также один китайский посол до недавнего времени были активны в Twitter.

Согласно Twitter-спискам, представленным на @Twiplomacy, в настоящее время в Twitter активно работают более 4600 посольств и 1400 послов из разных стран мира [2]. В Брюсселе, Женеве, Лондоне, Нью-Йорке и Вашингтоне иностранные дипломатические миссии уже не могут игнорировать дипломатическую активность в Twitter-сфере. Даже китайские посольства в Канаде, Пакистане, Турции, Уганде и китайские представительства в ЕС, ООН в Нью-Йорке и Женеве, китайский посол в Индии (учетная запись @China_Amb_India) сейчас активно используют Twitter-платформу.

Для Цитирования:
Иван Викторович Сурма, «Твиттер-дипломатия» как инструмент внешнеполитической коммуникации. Дипломатическая служба. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: