Идеологическая борьба в XXI в. существенно отличается от того идеологического противостояния, которое имело место в годы холодной войны. Это обстоятельство, однако, не означает ни снижения накала идеологической борьбы в наши дни, ни уменьшения влияния последней на международную политику современных великих держав.
Первое и важнейшее отличие, которое многих вводит в заблуждение, состоит в том, что, в отличие от периода холодной войны, современная идеологическая борьба идет не между буржуазной и коммунистической идеологиями, а между носителями различных проявлений буржуазного мировоззрения. В современном мире более не существует социально-экономической и идейно-политической альтернативы буржуазному образу жизни: капитализм одержал полную победу в глобальном масштабе, и это — важнейший итог первой холодной войны.
Отсюда — упомянутые выше представления о «конце истории», широко распространенные на рубеже 1980-х — 1990-х гг. Считалось, что «настоящая» идеологическая борьба возможна только между «антагонистическими» классами, а внутриклассовая идеологическая борьба невозможна в принципе.
Опыт истории, однако, учит, что ожесточенная социально-политическая и идеологическая борьба может идти не только между т. н. «антагонистическими» классами, но и ВНУТРИ некоторых социальных групп (достаточно вспомнить, например, взаимоотношения между родовой боярской аристократией и служилым мелкопоместным российским дворянством или между крестьянами-бедняками и кулаками-мироедами). В XXI в. мы видим ожесточенную борьбу — в том числе и идеологическую — между различными группами буржуазного класса: сторонниками либеральной глобализации и буржуазными националистами, для которых на первом месте находятся не так называемые «общечеловеческие ценности», а национальные интересы их государств.
Вот что говорится о современной идеологической борьбе в коллективной монографии, изданной под эгидой Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), «Мир в 2035 г.: глобальный прогноз»: «В сфере идеологии ценности рыночной экономики и демократии, индивидуальных свобод и поддерживающих их власти закона сохранят интеллектуальное лидерство, но не получат всеобщего признания. Растущее сопротивление этим ценностям со стороны агрессивных и авторитарных подходов не позволит реализовать глобального мировоззренческого компромисса. Определяющим трендом развития в мире идей будет соревнование и борьба между различными ценностными и интеллектуальными моделями, религиозными и мировоззренческими концепциями и постулатами»1 .