По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегическое планирование и прогнозирование во внешней политике России в условиях возрастания угроз и вызовов

Николай Петрович Грибин директор Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО (Университет) МИД РФ, доктор юридических наук, профессор, E-mail: n.gordin40@gmail.com

В статье рассматриваются некоторые вопросы стратегического планирования и прогнозирования в контексте их использования в интересах повышения эффективности внешнеполитической деятельности. Автор отмечает основные причины повышенного внимания к теме стратегического планирования в постсоветский период. В этой связи, в частности, рассматривается опыт ведущих стран Запада в этой области. Подчеркивается практическая значимость созданной законодательной базы, на основе которой в Министерстве иностранных дел разработана система долгосрочного планирования, мониторинга и прогнозирования. В статье содержится ряд предположений, направленных на совершенствование инструментария стратегического планирования во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Литература:

1. Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности / под ред. А. Дынкина. — М.: Барроуза; ИМЭМО РАН, 2016.

2. Мир через 100 лет: сборник статей. — М.: НП РСМД; «Весь Мир», 2016.

3. URL:http://www.alvintiffer.net /

4. Global Trends: Paradox of Progress. — National Intelligent Council, 2017. — Режим доступа: https://www.dni.gov / files / documents / nic / GT-Full-Report.pdf (дата обращения: 23.12.2019).

5. National Security Strategy of the United States of America, December 2017. — Режим доступа: https://www.whitehouse.gov / wp-content / uploads / 2017 / 12 / NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 23.12.2019).

6. Nuclear Posture Review, February 2018. — Режим доступа: https:// media.defense.gov / 2018 / Feb / 02 / 2001872886 / –1 / –1 / 1 / 2018-NUCLEAR-POSTURE-REVIEW-FINAL-REPORT.PDF (дата обращения: 23.12.2019).

7. Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. — Режим доступа: https://dod.defense.gov / Portals / 1 / Documents / pubs / 2018-NationalDefense-Strategy-Summary.pdf (дата обращения: 23.12.2019).

8. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации».

9. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru / acts / bank / 38630 (дата обращения: 23.12.2019).

10. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» от 06 мая 2011 г. № 590.

11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

12. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts / bank / 38630 (дата обращения: 23.12.2019). — Ст. 23, ст. 24.

13. Мешков А. Ю. Стратегическое планирование внешнеполитической деятельности Российской Федерации в интеграционных процессах. — М.: ООО «Проспект», 2019. — С. 86–87.

14. Ibid.

В последние годы инструменты стратегического планирования и прогнозирования приобретают все большую востребованность среди управленцев различного уровня, специалистов-практиков, профессионалов в сфере политики, военной области, экономики, социологии, демографии и т. д. В значительной степени такая востребованность объясняется усложнением процессов социально-политического, экономического, военного и внешнеполитического развития Российской Федерации и мира в целом, сложными взаимосвязями всех элементов системы мироустройства.

В России с начала 90-х гг. прошлого века было опубликовано несколько заслуживающих внимания прогностических исследований, однако эти работы носили в основном предметно-тематический характер и освещали проблемы экономики, демографии, разоружения. В этот период под руководством академика Е. М. Примакова, тогда первого руководителя Службы внешней разведки России, а затем министра иностранных дел и председателя Правительства Российской Федерации, было подготовлено четыре аналитико-прогностических открытых доклада: «Новый вызов после холодной войны: распространение оружия массового уничтожения» (1993 г.), «Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления» (1995 г.), «Проблемы ратификации конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия» (1996 г.) и «Проблема противопехотных мин: разоруженческие аспекты» (1998 г.).

Не будет преувеличением сказать, что эти доклады заложили основу для самостоятельного направления в российской политологии, получившего название «прогностическое моделирование».

Насыщенным с точки зрения работ прогностического характера стал период 2000–2016 гг. Так, под руководством академика А. А. Дынкина была разработана методология долгосрочного социально-экономического прогнозирования и подготовлено несколько работ по этой тематике. Исследованию основных тенденций, формирующих облик мира на перспективу, уделено большое внимание в двух геополитических обзорах, подготовленных, соответственно, в 2015 и 2018 гг. коллективом экспертов МГИМО (Университет) МИД России и ряда научных центров. В 2016 г. Национальный исследовательский институт ИМЭМО имени Е. М. Примакова совместно с зарубежными коллегами опубликовал доклад «Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности» [1].

Для Цитирования:
Николай Петрович Грибин, Стратегическое планирование и прогнозирование во внешней политике России в условиях возрастания угроз и вызовов. Дипломатическая служба. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: