В мире глобальной политики очевиден дефицит дипломатии, понимая под этим недостаток доверия, нежелание искать компромиссы, утрату из-за возросшей аррогантности способности договариваться, которую вытесняют угрозы, рестрикции и шантаж.
Сдача позиций дипломатии Арабского Востока в целом и отдельных государств в частности в последнее десятилетия особенно заметна: она имеет под собой субъективные и объективные причины:
- под объективными понимается состояние перманентного хаоса, в т. ч. военно-политического; беспрецедентный раскол в арабском сообществе. Переформатирование региона как следствие «цветной» революции, известной под названием «Арабской весны», привело к новому балансу сил на Ближнем Востоке. Монархические режимы Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара, наименее затронутые социально-политическими протестами населения, стали основными бенефициарами происшедших в регионе изменений;
- под субъективными — деградация правящих элит большинства арабских стран, во многом происходящая из-за несменяемости режимов, отсутствия политических свобод, социального неравноправия, коррупции, непотизма и т. п.
В силу разных причин Ближний Восток всегда являлся ареной столкновения интересов ведущих мировых акторов, на протяжении десятилетий, если не столетий, здесь наблюдались их многоуровневая конкуренция, борьба за ближневосточные рынки углеводородов и сбыта собственной продукции, прежде всего военно-технической.
Как следствие вмешательства ведущих мировых акторов в ближневосточные дела, что, с одной стороны, указывает на слабость регионального дипломатического потенциала, а с другой — в заинтересованности самих этих акторов в перманентно ослабленном состоянии Ближнего Востока, регион замкнулся в «собственных» хронически нерешаемых проблемах, которые, к сожалению, год от года нарастают, уменьшая его вклад в решение общемировых задач.
Речь идет не только об экзистенциональном арабо-израильском противостоянии, но, и прежде всего, о неспособности самих арабов решать собственные проблемы, что само по себе оправдывает бесконечное вмешательство в дела Ближнего Востока внерегиональных сил. Справедливости ради следует отметить, что и дипломатия Тель-Авива, отказавшись от поиска компромиссов в решении спорных с арабами вопросов, полностью перешла при поддержке Вашингтона к политике «свершившихся» фактов. Тем самым закрывается путь для дипломатических развязок на долгое время.