Инструкция по охране труда педагогического работника хотя и не считается основополагающим документом внутришкольного документооборота. В это же время: она нередко используется судом для доказывания правильности привлечения субъекта или субъектов к административной или дисциплинарной ответственности. Единственный возможный шанс избежать санкции — доказать, что, например, сроки давности привлечения к административной ответственности официально вышли. В остальных случаях — со стороны обжалующего требуется более активная документальная проработка доказательственной базы (необходимо заручиться многочисленными свидетельскими показаниями, официальными бумагами, подписанными законными представителями несовершеннолетнего).
В законодательстве определено, что антитеррористическая защищенность — это состояние защищенности определенного объекта (здания, строения, сооружения, места массового скопления людей), препятствующее возможности совершения террористического акта. Соответственно, предполагается, что любое образовательное учреждение, действующее в пределах заданных правил охраны труда, должно иметь возможность противодействовать подобным потенциальным преступлениям третьих лиц. Таковая превентивная работа предусматривает несколько возможных этапов: во-первых, всегда необходимо разработать профильные инструкции по охране труда в сложившихся обстоятельствах; во-вторых, по мнению автора, важно проводить раз в полгода или год антитеррористические учения с оценкой поведения должностных лиц образовательной организации (при этом — если указанные субъекты не исполняют предусмотренных условий и правил, то тогда происходит переобучение их или временное отстранение от работы).
Инструкции по охране труда, которые должны быть представлены всем сотрудникам образовательной организации под роспись, создаются, по логике, руководством образовательной организации самостоятельно. При этом качество этих инструкций зависит от юридической подготовленности авторов подобных локальных документов. В представленном материале делается попытка, проанализировав несколько десятков инструкций разных образовательных организаций России, представить наиболее приемлемые варианты, которые можно использовать в качестве основы для конструирования правоотношений.
Термин «охраны труда» тесно взаимосвязан с понятием «санитарно-эпидемиологических требований». Нередко нарушения в сфере СанПиНа становятся основанием для привлечения ответственных субъектов к административной ответственности по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ. В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 определены базисные требования, предъявляемые к образовательным организациям среднего образования в контексте соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении образовательного процесса.
Охрана труда всегда предполагает соблюдение также и санитарно-эпидемиологических норм внутри образовательных организаций. Это означает, что участвующие в деле субъекты должны ориентироваться и на требования СанПиН в том случае, если не хотят быть привлеченными к административной и уголовной ответственности в связи с нарушением требований по охране труда. Применительно к образовательным организациям санитарно-эпидемиологические требования изложены в Постановлении Главного санитарного врача от 28 сентября 2020 г. №28. Этот документ устанавливает сразу несколько позиций, включая, например, размеры используемой мебели, рассадки детей, использования электронных систем обучения и другого.
Внутри образовательной организации принимаются всегда свои правила и инструкции по охране труда. Они ориентируются в образовательных организациях среднего образования на требования, обозначенные Минпросвещения РФ, а в структурах высшего образования — на собственные методологические разработки. Так как унификации указанных правил и инструкций в общефедеральном масштабе для разных ОУ не приводится, то, к сожалению, на местном уровне каждая организация занимается разработкой требований «под себя» и для себя. В подобном нормотворческом раже нередко допускаются многочисленные логические и фактические ошибки, приводящие к разноуровневым неблагоприятным последствиям. Противодействие возникающим ошибкам возможно: необходимо конструировать систему прогнозирования рисков. Это предполагает соблюдение правил юридической техники участвующими в деле субъектами.
Разработанные в образовательной организации правила и инструкции по охране труда, по логике, являются внутренними документами, которые конкретизируют «правила игры» для любого сотрудника. По факту, конечно, это не так: локальные акты подобного толка используются и в суде: там, используя указанные документы прямо или косвенно, принимаются решения — либо (если есть факт нарушения Уголовного кодекса РФ) о назначении соответствующего наказания, либо (если есть факт нарушения Трудового кодекса РФ) об оставлении или изменении сути наложенного дисциплинарного взыскания, либо (если есть факт нарушения требований Гражданского кодекса РФ) о корректировке или назначении определенной суммы компенсации за причиненный ущерб.
Любая организация на территории РФ должна утвердить положение о системе управления охраной труда. Это требование касается в том числе и образовательных организаций. Юридическая форма подобного документа обозначена в письме Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2019 г. N 12-688. Этот акт хотя и является достаточным полным и конкретизированным, однако по своей сути имеет ряд существенных недостатков: например, нередкое поименование образовательного учреждения (школы) как производства или предприятия можно признать серьезной юридико-технической проблемой, так как, как мы понимаем, образовательная организация не является ни производством и ни предприятием в полном смысле этого слова. Вполне вероятно, что подобное использование терминологии вызвано необдуманным копированием текстовых материалов разной направленности в целях наполнения юридического содержания определенного документа. Так или иначе, но таковое наполнение требует модификации и конкретизации, удаления лишних дефиниций.
В статье рассмотрены главные причины психоэмоционального напряжения студентов, работающих в стационарах, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19. Произведена оценка условий и характера труда студентов, работающих в стационарах, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19. Предложены мероприятия по первичной и вторичной профилактике.
Проведен анализ социологического опроса среди студентов вузов и колледжей различных регионов нашей страны по вопросам профилактики инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, на современном этапе. Большинство опрошенных студентов (58,6%) считают, что проблема коронавируса в молодежной среде недооценена, т.е. студенты не понимают всей серьезности сложившейся ситуации. 31,9% респондентов высказывают мнение, что данная проблема воспринимается обществом адекватно, а 22,1% — что она переоценена и пандемия COVID-19 якобы не несет значительной угрозы. Предложены мероприятия по профилактике COVID-19.
В статье рассмотрены различные варианты индексации заработной платы, проанализировано применение данного способа повышения реального содержания заработной платы на практике, определены современные проблемы нормативного регулирования вопросов индексации заработной платы, предложены пути решения выявленных проблем.
В статье на основе анализа норм Трудового кодекса РФ рассматриваются актуальные правовые вопросы последствия незаконного перевода на другую работу или увольнения работников, общего порядка оформления прекращения трудового договора.