Привлечение субъекта (преподавателя) к административной или дисциплинарной ответственности нередко происходит со ссылкой на нарушение положений как трудового договора, так и инструкции по охране труда. Соответственно, лица, которые были привлечены к ответственности, в данной ситуации вынуждены обжаловать наказание в судах.
Последние, рассматривая материалы дела, в целом ориентируются на несколько взаимообусловленных аспектов.
Во-первых, если внутренняя или внешняя проверка не установила существенных нарушений требований по исполнению норм и требований Инструкции внутри учреждения при травмировании обучающегося, то это не означает, что правоприменитель откажется от применения к субъекту или субъектам штрафных санкций — Решение № 2-2528/2015 2-463/2016 2-463/2016(22528/2015;)~М-2221/2015 М-2221/2015 от 11 апреля 2016 г. по делу № 2-2528/20151; Решение № 2-1291/2015 2-1291/2015~М-1204/2015 М-1204/2015 от 26 июня 2015 г. по делу № 2-1291/20152. Причина — само по себе травмирование гражданина в любом случае рассматривается как противоречащий российскому законодательству факт, а преподаватель (учитель) должен, используя свои навыки и опыт, ориентируясь на разработанную для него Инструкцию, совершить такие манипуляции, которые позволят предупредить столь неблагоприятные последствия.
Во-вторых, если во время учебной деятельности одни пункты Инструкции были выполнены, а другие — нет, то в этом случае привлечение к ответственности возможно только тогда, когда последствия нарушения были бы крайне тяжелыми и неблагоприятными для субъектов. Например, учитель, исполняя требования установленной для нее Инструкции, удалила с занятия ученика, проставив ему неудовлетворительную оценку. Администрация образовательной организации привлекла учителя к ответственности, указав ему на необходимость передачи ученика классному руководителю или другому уполномоченному субъекту (дабы он не нанес себе травм или не совершил иного неблагоприятного действия). Суд посчитал иначе: «Ни должностной инструкцией, ни Уставом учреждения, ни иными локальными актами, представленными суду, не установлен порядок действий педагога при удалении ребенка с урока, обязанность педагога передать удаленного с урока ребенка администратору либо классному руководителю, в связи с чем суд не находит оснований для квалификации совершенных Семёновой Т.В. действий к дисциплинарному проступку» (Решение № 2-2985/2015 2-2985/2015~М-1993/2015 М-1993/2015 от 4 июня 2015 г. по делу № 2-2985/20153; еще одно дело в этом контексте — Решение № 2-432/2015 2-432/2015~М-419/2015 М-419/2015 от 26 марта 2015 г. по делу № 2-432/20154).