Как известно, инструкции по охране труда разрабатываются в каждом конкретном учебном учреждении самостоятельно: единой доктринальной общефедеральной позиции по этому поводу нет. При этом отсутствие данного документа считается основанием для привлечения компетентного лица к административной или дисциплинарной ответственности1.
Автор, решив проанализировать возможные формы и структуры подобных инструкций, ориентируется на несколько созданных документов из разных регионов России, предлагая некоторое общее для каждого частного.
1. Инструкция по охране труда для директора образовательной организации.
Может состоять из нескольких логически-взаимосвязанных частей:
— часть 1 — общие требования — перечисляются должностные обязанности директора школы, а также квалификационные позиции в отношении данного субъекта;
— часть 2 — требования по охране труда до исполнения своих обязанностей — определяется, что гражданин перед началом исполнения своих обязанностей должен проверить безопасность рабочего места, помещений кабинета, а также исправность работы электрических приборов;
— часть 3 — требования по охране труда во время работы — перечисляются основные позиции по СанПиН, а также пожарной безопасности. При этом акцентируется внимание на предупреждение возможных ЧП, связанных с поражением током, возгораниями и так далее;
— часть 4 — требования по охране труда в случаях возникновения ЧП — прописывается, например, что если чрезвычайная ситуация зафиксирована, то уполномоченный субъект обязан сообщить о происшествии не только в пожарную часть, но и вышестоящему руководителю. При этом важно оказать необходимую медицинскую помощь пострадавшим или пострадавшему.
— часть 5 — требования по охране труда после работы — сводятся к минимуму: проверить помещение, закрыв в последующем форточку, выключить электроприборы, освещение, закрыв дверь на ключ. При возникновении недостатков необходимо сообщить о ситуации профильному заместителю директора.