В декабре 2019 г. в Китае, провинции Ухань, произошла вспышка новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которая быстро переросла в чрезвычайную ситуацию и в настоящий момент носит характер пандемии. По данным на 19 ноября 2021 г., в мире зарегистрировано более 256 667 000 случаев заражения, из них 5,15 млн закончились летально. В России зафиксировано 9 257 000 заражений и более 261 500 смертельных исходов.
Медицинские специалисты всего мира, в том числе и студенты-медики, на протяжении последних двух лет находятся «на передовой» борьбы с коронавирусной инфекцией. Эта работа требует самой высокой степени мобилизованности и самоотверженности.
Любая стрессовая ситуация такой интенсивности, как текущая пандемия, с неизбежностью влечет за собой разрушение привычного образа жизни, и в частности условий и характера труда. Студенты-медики столкнулись с широким спектром трудностей: высоким уровнем ответственности, увеличивающейся продолжительностью рабочих смен, изменением формата обучения, возможностью заразиться, ощущением беспомощности из-за неспособности защитить близких. Вышеуказанные факторы в сочетании с неблагоприятным влиянием социально-бытовых условий способствуют негативным тенденциям в состоянии здоровья медицинских работников и формированию не только профессиональных, но и производственно обусловленных заболеваний [1, 2, 7, 8].
В связи с этим целью настоящего исследования явилась оценка условий и характера труда студентов, работающих в стационарах, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19. Не менее важно было установить главные причины психического напряжения студентов-медиков в сложившейся ситуации.
Для реализации идеи были поставлены задачи:
— оценить последствия изменения учебного процесса для студентов-медиков, работающих с пациентами с COVID-19;
— выявить основные причины эмоционального перенапряжения среди студентов-медиков в данной обстановке и способы борьбы с ним;
— определить качество выдаваемых средств индивидуальной защиты студентам-медикам, работающим с пациентами с COVID-19.