По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.23/24; 371.2

Рекомендации по оформлению правил и инструкций по охране труда в образовательных организациях

Игорь Семенович Кирсанов кандидат педагогических наук, г. Курск

Внутри образовательной организации принимаются всегда свои правила и инструкции по охране труда. Они ориентируются в образовательных организациях среднего образования на требования, обозначенные Минпросвещения РФ, а в структурах высшего образования — на собственные методологические разработки. Так как унификации указанных правил и инструкций в общефедеральном масштабе для разных ОУ не приводится, то, к сожалению, на местном уровне каждая организация занимается разработкой требований «под себя» и для себя. В подобном нормотворческом раже нередко допускаются многочисленные логические и фактические ошибки, приводящие к разноуровневым неблагоприятным последствиям. Противодействие возникающим ошибкам возможно: необходимо конструировать систему прогнозирования рисков. Это предполагает соблюдение правил юридической техники участвующими в деле субъектами.

Литература:

1. Соколова М.А. Дефекты юридических документов: монография. — М., 2016.

Хотя Минпросвещения разработало для школ унифицированную предлагаемую форму правил, связанных с обеспечением охраны труда, однако указанный документ, как отмечают исследователи, имеет многочисленные процессуально-нормативные нарушения: так, например, отсутствует логика включения в текст положений, касающихся производственной деятельности.

В представленной статье автор предлагает свои юридико-технические предложения по разработке и принятию подобных локальных актов.

Как и любой юридический документ, подобные локальные акты должны отвечать нескольким требованиям юридической техники:

Во-первых, они должны максимально полно регулировать сферу;

Во-вторых, важно отказаться от использования декларативных формулировок;

В-третьих, при изложении материала необходимо использовать правила логики, а также требования к понятности, доступности и ясности используемого языка (соответственно, предусматривается невозможность новых терминологических оборотов);

В-четвертых, нужно отказаться от постоянного повторения положений, которые закреплены в других нормативных правовых актах;

В-пятых, важна системность при построении материалов, единообразие формы и структуры документа.

Рассматривая данный пункт, автор считает возможным обратиться к Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 02.06.2022) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», в котором установлены базисные правила оформления юридической документации на территории РФ.

В пункте 6 правил указано, что НПА в любом случае должен состоять из:

— вступительной части, где определяются основания, цели, мотивы принятия НПА;

— содержательной (основной) части, где устанавливаются базисные пункты и положения, нумеруемые в зависимости от ситуации (при этом возможно использование ссылок и текстов из других актов законодательства РФ);

— заключительной.

Для Цитирования:
Игорь Семенович Кирсанов, Рекомендации по оформлению правил и инструкций по охране труда в образовательных организациях. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: