В статье рассматриваются современные тенденции реформирования, направленные на повышение качества образования с точки зрения правового регулирования. Указываются условия целесообразности введения системы качества образования на основе стандартов «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» и серии ISO 9000:2000 для вузов как участников мирового рынка образовательных услуг. Кроме того, рассматриваются положительные и отрицательные эффекты введения модульнорейтинговой системы обучения, активных форм обучения на примерах отдельных вузов с учетом локального правового регулирования. Предоставляется возможность обсудить вероятные риски в связи с предложенной Агентством стратегических инициатив программойфорсайт «Образование 2030» и предлагаются меры правового регулирования по повышению эффективности современного законодательства об образовании, на основе которого реализуются реформы высшего образования в Российской Федерации. Ключевые слова: высшее образование, модернизация образования, законодательство в сфере образования, качество высшего образования.
На фоне кризисных явлений в экономике появляются новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. В складывающихся условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом с ориентацией на качественные достижения.
Приведена периодизация развития института оценки качества профессиональных образовательных программ. Проанализированы актуальные тенденции независимой оценки качества образования и их роль в повышении конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Приведены примеры взаимодействия образовательного и профессионального сообществ в сфере оценки качества российского образования.
Рассматривается пример из судебной практики, когда проверка качества образования в вузе привела к лишению того государственной аккредитации образовательной деятельности.
Исследованы особенности правовой работы в вузе в условиях изменения организации власти и государственности, которая является необходимым правовым средством при принятии управленческих решений. Предлагается определение правовой работы в вузе и выделяются отличительные ее направления для вузов — как организация работы по повышению правовой культуры работников и правовое обеспечение оформления прав интеллектуальной собственности на результаты научно-исследовательской деятельности вузов.
Государственная инспекция труда выявила в университете нарушения трудового законодательства в сфере охраны труда. Соответствующим постановлением руководителю вуза был назначен штраф в размере 20 000 руб. С таким наказанием ректор не согласился и обратился в суд.