По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.92

Правовое регулирование методов обеспечения качества образовательных ресурсов

Н.Н. Ковалева Саратовская государственная юридическая академия

В статье рассматриваются современные тенденции реформирования, направленные на повышение качества образования с точки зрения правового регулирования. Указываются условия целесообразности введения системы качества образования на основе стандартов «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» и серии ISO 9000:2000 для вузов как участников мирового рынка образовательных услуг. Кроме того, рассматриваются положительные и отрицательные эффекты введения модульнорейтинговой системы обучения, активных форм обучения на примерах отдельных вузов с учетом локального правового регулирования. Предоставляется возможность обсудить вероятные риски в связи с предложенной Агентством стратегических инициатив программойфорсайт «Образование 2030» и предлагаются меры правового регулирования по повышению эффективности современного законодательства об образовании, на основе которого реализуются реформы высшего образования в Российской Федерации. Ключевые слова: высшее образование, модернизация образования, законодательство в сфере образования, качество высшего образования.

Литература:

1. Положение о системе качества образования в ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» // Сборник документов системы управления качеством образования / сост.: Н.Н. Ковалева, Ю.Н. Михайлова, С.В. Бойко. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2007.

2. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: учебное пособие / И.А. Новаков, Ю.В. Попов, В.Н. Подлеснов, В.Г. Кучеров, Е.Р. Андросюк, В.И. Садовников. — Волгоград: ВолгГТУ, 2003.

3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 53. — ч. 1. — ст. 7598; 2017. — № 31. — ч. 1. — ст. 4765.

4. Голованова Ю.В. Кейсовые технологии: проблемы и пути их применения в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2016. — № 3 (36).

5. Полушкина М.О. Содержание высшего профессионального образования и формирование единого пространства его подготовки в России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2017. — № 1 (38).

6. Косьмин А.Д., Горбунова Е.Г., Косьмина Е.А. О статусной трансформации системы образования как условии повышения его качества // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2016. — № 2 (35).

7. Гугелев А.В., Семченко А.А. Особенности китайского высшего образования в контексте современных экономических проблем // Информационная безопасность регионов. — 2016. — № 1 (22).

8. Султалиева З.М. Методические основы разработки региональной системы менеджмента качества учреждений высшего образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2016. — Т. 10. — № 4.

9. Ярыгина Н.А. Теоретико-методологические подходы к подготовке кадров высшей квалификации в условиях болонского процесса // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17).

10. Денисова О.П., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А. Компетентностный подход как один из инструментов повышения результативности деятельности вуза в концепции комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17).

11. Клишас А.А. О модернизации системы подготовки кадров высшей квалификации // Право и образование. — 2013. — № 6.

12. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. — 2017. — Т. 27. — № 3.

13. Горева О.М. Современное образование в условиях модернизации: инновации и перспективы // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 4–1.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами, воздействующими на подрастающее поколение. В современной социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодежи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

Понятие «качество образования» связывается с главной целью образования (как образованностью тех, кто его получает в учебных заведениях) и эффективностью его организации, относится и к результату, и к самому процессу получения образования. Основной гарантией качества образования является система менеджмента качества или, другими словами, эффективно функционирующая внутривузовская модель управления качеством образования [7, 8]. Введение самого термина было обусловлено требованиями документа «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанного Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования, в котором под гарантиями качества в образовании рассматриваются все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательным учреждением, образовательным ресурсам применительно к их качеству. Именно поэтому термин «гарантии качества в образовании» фактически является аналогом термина «менеджмент качества», используемого в стандартах серии ISO 9000:2000.

В соответствии с Письмом Управления учреждений образований Федерального агентства по образованию от 22 мая 2006 г. № 836/12-16 «О выборе модели управления качеством образования, ее разработке и реализации, а также ее внутренней оценке» вузам России была рекомендована для внедрения «Типовая модель качества образования», а также дан ряд рекомендаций: «Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов», «Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях», «Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования», «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности».

Для Цитирования:
Н.Н. Ковалева, Правовое регулирование методов обеспечения качества образовательных ресурсов. Юрист ВУЗа. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: