Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами, воздействующими на подрастающее поколение. В современной социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодежи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Понятие «качество образования» связывается с главной целью образования (как образованностью тех, кто его получает в учебных заведениях) и эффективностью его организации, относится и к результату, и к самому процессу получения образования. Основной гарантией качества образования является система менеджмента качества или, другими словами, эффективно функционирующая внутривузовская модель управления качеством образования [7, 8]. Введение самого термина было обусловлено требованиями документа «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанного Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования, в котором под гарантиями качества в образовании рассматриваются все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательным учреждением, образовательным ресурсам применительно к их качеству. Именно поэтому термин «гарантии качества в образовании» фактически является аналогом термина «менеджмент качества», используемого в стандартах серии ISO 9000:2000.
В соответствии с Письмом Управления учреждений образований Федерального агентства по образованию от 22 мая 2006 г. № 836/12-16 «О выборе модели управления качеством образования, ее разработке и реализации, а также ее внутренней оценке» вузам России была рекомендована для внедрения «Типовая модель качества образования», а также дан ряд рекомендаций: «Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов», «Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях», «Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования», «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности».