По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371

Современные правовые технологии в области разрешения проблем оценки качества в новейшей истории российского образования

Ф.П. Васильев профессор кафедры ГПД РЭУ им Г.В. Плеханова, главный эксперт НИЦ Академии управления МВД России;
А.Л. Дрондин канд. пед. наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Приведена периодизация развития института оценки качества профессиональных образовательных программ. Проанализированы актуальные тенденции независимой оценки качества образования и их роль в повышении конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Приведены примеры взаимодействия образовательного и профессионального сообществ в сфере оценки качества российского образования.

Литература:

1. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Мельников А.В. и др. (всего 7 авторов) Правовое положение полиции МВД России: Учебник // Под ред. д-р юрид. наук Ф.П. Васильева. Предисловие д-ра эконом. наук, канд. юрид. наук, проф. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — Закон и право. — 2014.

2. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы // Ежемесячный журнал. — Алтайский юридический вестник № 2(2). — Барнаул, 2013.

3. Бережкова Н.Ф. Совершенствование мероприятий прокурорского надзора в области образования в России // Международная научно-практическая конференция «Гражданское общество и правовое государство». Издательский Дом «Научное обозрение», г. Москва, 8–9 декабря 2014 г. Сб. научных докладов. — М.: 2014.

4. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга / М.: ЮНИТИДАНА. — Закон и право. — 2015. (Серия «Научные издания для юристов»).

5. Васильев Ф.П., Дрондин А.Л. Современные специфические особенности осмотра места преступления на объектах транспортной инфраструктуры и подготовка юристов: как преодолеть противоречия // Путь науки. — №1. — 2016.

6. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. Сущность и необходимость совершенствования обеспечения транспортной безопасности и вопросов образования в России и их административно-правовое регулирование // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 5 (33).

7. Звонников В.И. Качество образования, или кое-что новое о старой проблеме // Качество образования. — № 6. — 2009.

8. Независимая оценка качества высшего образования в России и за рубежом: монография / Под общ. ред. Л.Н. Глебовой и Ю.Б. Рубина. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.

9. Филимонова Е.В., Волоскова Н.Н. Система оценки качества образования: этапы и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. — № 5. — 2010.

Проблемы оценки качества образования на определенных этапах жизненного пути оказываются весьма актуальными для любого абитуриента, обучающегося, родителей обучающегося и т.д. Очевидно, что данная оценка с их стороны носит субъективный характер. Однако при всем многообразии подходов к оценке качества образования общим практически для любой образовательной системы является признание необходимости проведения независимой внешней экспертизы. Поисками объективных критериев и проработанной процедуры оценки качества образования занимаются государство, профессиональное и академическое сообщество [8]. При этом на сегодняшний день степень исследования проблем оценки качества образования продолжает оставаться недостаточной.

Специалисты придерживаются различных взглядов на периодизацию развития представлений о качестве образования [7, 9]. Что касается новейшей истории российского высшего образования, то, на наш взгляд, представляется логичным выделить четыре этапа развития института оценки качества профессиональных образовательных программ.

Начало первого этапа можно отсчитывать от окончания существования государства под названием «СССР». Несмотря на кардинальные сдвиги в экономической сфере в тот период, в сфере образования, являющейся более инерционной, продолжало доминировать сосредоточение ресурсов оценки качества образования в руках государства. Государственная аккредитация образовательных программ была введена в России в 1992 г. законом «Об образовании». В этом же законе декларировалось предоставление учебным заведениям права «получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах». Однако дальнейшей конкретизации идеи общественной оценки качества образования и попытки практических действий в этой области российское образование ожидало более 10 лет.

Второй этап анализируемого процесса связан с присоединением в 2003 г. России к Болонскому процессу. Фактически Россия взяла на себя обязательства по созданию системы обеспечения качества образования на основании европейских принципов гарантии качества при сохранении приоритетности федеральных государственных образовательных стандартов. Первые шаги внедрения Болонского процесса оценку качества образования существенно не продвинули, но привели к появлению закономерного вопроса: стоило ли России идеально копировать зарубежную технологию образования, когда советская система образования активно использовалась и закреплялись в зарубежных странах?1

Для Цитирования:
Ф.П. Васильев, А.Л. Дрондин, Современные правовые технологии в области разрешения проблем оценки качества в новейшей истории российского образования. Юрист ВУЗа. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: