Ключевой задачей в рамках модернизации российского образования является разработка и реализация федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС выполняют ряд важнейших функций, в том числе управления качеством образования. Эта функция предполагает построение управленческих моделей и их реализацию через основные профессиональные образовательные программы, технологии, связи с производством. Вследствие этого обучающийся может сделать правильный выбор сферы профессиональной деятельности, получить знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие стать конкурентоспособным членом социума.
Нормативной основой достижения обозначенной цели служит закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с последним «формирование требований федеральных государственных образовательных стандар тов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)» и ФГОС ВО, утвержденных до 1 июля 2016 г., подлежит приведению в соответствии с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 до 1 июля 2017 г.
На сегодняшний день приказом Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. с целью разработки профессиональных стандартов утверждены 9 квалификационных уровней, описание которых осуществляется посредством использования трех обобщенных показателей (дескрипторов) профессиональной деятельности.
Показатель «Полномочия и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом профессиональной деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации основных функций руководства: целеполаганием, организацией, контролем, мотивацией исполнителей.
Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.