16 ноября 2023 г. отмечает свое 80-летие член редакционного совета журнала «Вопросы культурологии» Любовь Михайловна Мосолова, заслуженный работник Высшей школы РФ, кавалер ордена «Знак Почета», доктор искусствоведения, почетный профессор кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
В статье рассматривается роль профессора Л.М. Мосоловой в формировании и развитии художественной культуры Кыргызстана. Родившаяся в Жети-Огузском районе Киргизской Республики Л.М. Мосолова в трудный момент утверждения нового социалистического содержания в социалистических республиках работала в Министерстве культуры Советской Киргизии в качестве редактора художественно-экспертной коллегии и искусствоведа. При изучении истории изобразительного искусства Кыргызстана Л.М. Мосолова написала наиболее неизведанную часть этой истории — древнейшей и древней. Кроме множества аналитических статей и монографий, очерков о художниках, скульпторах, в искусствоведческом наследии Л.М. Мосоловой важную роль играют монументальные труды по истории искусства Кыргызстана. Среди искусствоведов Киргизской Республики Любовь Михайловна Мосолова занимает особое место благодаря своеобразному сочетанию опыта преподавательской, учебно-методической, художественно-критической, научной деятельности и личностным качествам, и в ней живет «чувство Киргизии, которого ничем нельзя добиться без любви, даже трудом».
Оценивается монография известного филолога О.В. Богдановой «Петербургский текст русской литературы (вторая половина ХХ века)»*, в которой осуществлена «прописка» творчества Андрея Битова, Сергея Довлатова, Михаила Кураева, Татьяны Толстой, Иосифа Бродского, Виктора Пелевина в современном Петербургском тексте русской литературы. Показано, как в книге каждый из писателей под особым углом видит Петербург-Петроград-Ленинград, великий город в его особой ипостаси — артистической, иронической, мистической, сказочно-мифологической, философской, провидческой, что предопределило эссеистский стиль рецензии.
Предлагается обстоятельный отзыв на недавно вышедшую антологию «А.А. ФЕТ: PRO ET CONTRA», созданную известным исследователем духовности русской поэзии Т.А. Кошемчук. Статья актуализирует антологию как значительное достижение отечественной науки на пути преодоления исторической неправедности в отношении великого русского поэта Афанасия Фета, до сих пор непонятого во всей глубине его особости и потому недооцененного. Новое антологическое прочтение Фета показано как сведение полемических потоков о поэте к искомому эффекту эвристического обновления его образа. Работа вскрывает исключительную продуктивность сравнительного метода pro et contra в сочетании с глубиной и точностью концепции создателя антологии для постижения особости мировоззрения А.А. Фета, выявления феномена его «духовной личности», осознания его «нравственного аристократизма», обозначения определяющих черт его поэтики — «эфирного дуновения мысли», «свободно парящего бытия смысла в звуках». Автор статьи номинирует рецензируемую антологию как открытие для читателей безошибочного пути личного приближения к фетовской тайне.
Данная статья посвящена анализу концепта «культура» в романе С. Жеромского «Бездомные». В работе отмечается, что в конце XIX в. в социальной среде утвердилось понимание культуры в контексте сословного деления общества, что в конечном итоге привело к формализации норм морали и духовному кризису.
Придуманные Западом правила работают лишь в интересах США и Европы, пишет South China Morning Post. Остальному миру стоит задуматься, зачем и почему он должен им подчиняться. Китайский лидер на своем примере показал, как отказать американцам, чтобы они еще и похлопали.
В Самаркандском международном технологическом университете состоялась презентация первого англоязычного издания книги «Самарканд: образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы» / “Samarkand: The Image of the City in the Space of Intercultural Communication. Encyclopedia of Foreign Samarkandiana”. Первое издание книги было опубликовано в российском городе Самаре в 2014 г., второе, переработанное и дополненное, в Ташкенте в 2022 г. под эгидой Самаркандского международного технологического университета (СМТУ).