* Переработанный и дополненный вариант работы, опубликованной ранее: Панищев А.Л. Концепт культуры в романе С. Жеромского «Бездомные» // Науковий вiсник Волинського нацiонального унiверситету iменi Лесi Украiнки. — 2010. — № 11. — С. 185–193.
Статья поступила 10.06.2023.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что уподобляетесь окрашенным гробам,
которые снаружи кажутся красивыми,
а внутри полны костей мертвых…
(Евангелие от Матфея (23:27))
XIX в. был знаменателен для литературной культуры России. Само понятие литературной культуры было введено В.Г. Белинским в середине этого столетия, а термин «культура» впервые в России зафиксирован в карманном словаре иностранных слов под редакцией Н. Кириллова (1845). В это время слово «культура» в русском языке являлось неологизмом. Разумеется, это вовсе не означает того, что народы, объединенные в границах Российской империи, жили вне культуры. Как раз напротив, многие путешественники, побывавшие в России, отмечали необычайную духовную чистоту, целомудренность русских людей. Духовная культура в России отличалась очень высоким уровнем развития. Причем парадоксом является то, что вскоре после появления в пространстве русского языка термина «культура» в стране начался кризис самой культуры.
Говоря о плеяде российских литераторов XIX столетия, нельзя забывать, что в нее в это время включались и польские писатели. Польша с конца XVIII столетия была составной частью России, что обеспечило польскому народу возможность приобщиться к русской культуре, для которой еще были живы категории богоносности народа, праведности, святости. В результате польская культура, в частности литература, достигла больших высот. В это время творили такие писатели и поэты, как Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Генрик Сенкевич, Элиза Ожешко, Болеслав Прус, Стефан Жеромский и др. В данной статье будет дан анализ концепта «культура» в романе Стефана Жеромского «Бездомные». Мы постараемся, во-первых, показать, каким образом в обществе, описываемом в данном романе С. Жеромского, понималась культура; во-вторых, проанализировать отношение самого автора к трактовке понятия «культура», распространенного в социальной среде его времени; в-третьих, проанализировать вероятные этические и социальные последствия описываемого толкования понятия «культура». В XIX в., когда термин «культура» только начинал входить в массовое сознание народа, особенно примечательно, как это понятие употребляется в классической литературе.