По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-01-2311-04

Категория культуры в романе «Бездомные» Стефана Жеромского*

Панищев Алексей Леонидович АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: Alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена анализу концепта «культура» в романе С. Жеромского «Бездомные». В работе отмечается, что в конце XIX в. в социальной среде утвердилось понимание культуры в контексте сословного деления общества, что в конечном итоге привело к формализации норм морали и духовному кризису.

Литература:

1. Жеромский С. Бездомные // Жеромский С. Избр. соч. В 4 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1958.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 12 т. Т. 11. — М., 1982. — С. 623.

3. Ожешко Э. Аргонавты // Ожешко Э. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. — М.: Художественная литература, 1996. — С. 217–430.

1. Zheromski S. Homeless // Zheromski S. Izbr. Op. In 4 volumes. T. 2. — M.: Fiction, 1958.

2. Dostoevsky F.M. Brothers Karamazov // Dostoevsky F.M. Collection Op. in 12 volumes. T. 11. — M., 1982. — P. 623.

3. Ozheshko E. Argonauts // Ozheshko E. Collection. Op. In 6 volumes. T. 5. — M.: Fiction, 1996. — P. 217–430.

* Переработанный и дополненный вариант работы, опубликованной ранее: Панищев А.Л. Концепт культуры в романе С. Жеромского «Бездомные» // Науковий вiсник Волинського нацiонального унiверситету iменi Лесi Украiнки. — 2010. — № 11. — С. 185–193.

Статья поступила 10.06.2023.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,

что уподобляетесь окрашенным гробам,

которые снаружи кажутся красивыми,

а внутри полны костей мертвых…

(Евангелие от Матфея (23:27))

XIX в. был знаменателен для литературной культуры России. Само понятие литературной культуры было введено В.Г. Белинским в середине этого столетия, а термин «культура» впервые в России зафиксирован в карманном словаре иностранных слов под редакцией Н. Кириллова (1845). В это время слово «культура» в русском языке являлось неологизмом. Разумеется, это вовсе не означает того, что народы, объединенные в границах Российской империи, жили вне культуры. Как раз напротив, многие путешественники, побывавшие в России, отмечали необычайную духовную чистоту, целомудренность русских людей. Духовная культура в России отличалась очень высоким уровнем развития. Причем парадоксом является то, что вскоре после появления в пространстве русского языка термина «культура» в стране начался кризис самой культуры.

Говоря о плеяде российских литераторов XIX столетия, нельзя забывать, что в нее в это время включались и польские писатели. Польша с конца XVIII столетия была составной частью России, что обеспечило польскому народу возможность приобщиться к русской культуре, для которой еще были живы категории богоносности народа, праведности, святости. В результате польская культура, в частности литература, достигла больших высот. В это время творили такие писатели и поэты, как Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Генрик Сенкевич, Элиза Ожешко, Болеслав Прус, Стефан Жеромский и др. В данной статье будет дан анализ концепта «культура» в романе Стефана Жеромского «Бездомные». Мы постараемся, во-первых, показать, каким образом в обществе, описываемом в данном романе С. Жеромского, понималась культура; во-вторых, проанализировать отношение самого автора к трактовке понятия «культура», распространенного в социальной среде его времени; в-третьих, проанализировать вероятные этические и социальные последствия описываемого толкования понятия «культура». В XIX в., когда термин «культура» только начинал входить в массовое сознание народа, особенно примечательно, как это понятие употребляется в классической литературе.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Категория культуры в романе «Бездомные» Стефана Жеромского*. Вопросы культурологии. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: