В основе этого «педагогического подхода» — так называемая МЭШ, Московская электронная школа. Этот интернет-портал, созданный при участии властей, включает в себя электронный дневник каждого школьника, классный журнал, библиотеку и портфолио ученика. К МЭШ подключены все муниципальные и государственные школы в столице.
МЭШ должна содержать полную информацию по обучению школьника: его оценки, расписание занятий, домашнее задание, школьные новости. Систему эту внедряют практически в обязательном порядке, привязывая к ней и учителей. Чтобы они активнее использовали этот ресурс, для них введены специальные доплаты: за заполнение на МЭШ электронного журнала, дневника, календарно-тематического плана и т.д. Доплаты могут достигать 15 тыс. рублей.
Деньги приличные, просто так их никто выкладывать не будет. Над этим стоит задуматься основательно, особенно после откровений, что подход к каждому ученику будет регулировать искусственный интеллект, «выдавая рекомендации с учетом их интересов и способностей».
Цифровизация школ продвигается, так как нужна корпорациям, заинтересованным в выдергивании самых талантливых выпускников. Об этом заявил член-корреспондент РАН, лидер движения «Родная школа» Алексей Савватеев. «МЭШ внедрена для того, чтобы у корпораций была картина по всей Москве, чтобы была собрана информация о самых лучших школьниках, — утверждает Алексей Савватеев. — Для нас школа — это место, куда мы отдаем детей, чтобы они вернулись образованными. А для них школа — это полигон, где пасутся коровы, которых они потом будут доить. Школьников, может быть, они и отловят, но они разрушают тем самым школу своим беспардонным вмешательством».
Более того, корпорации получат информацию о кадровом потенциале России, подробные досье на тех, кто лет через 10–15 сможет участвовать в управлении страной. Очевидно, что характер этой информации — стратегический и те, кто ее столь упорно собирает, вероятно, заслуживают внимания спецслужб.
«Но никто не отменял статьи Конституции о недопустимости обработки сведений о частной жизни гражданина без его согласия, — утверждают эксперты. — Передавать во ФГИС личные данные в рамках соглашения между разными уровнями власти без участия самих владельцев ПД, без их согласия (тем более несовершеннолетних) — это очень похоже на мошенничество».