Статья поступила 09.08.2023.
Долгие годы творческая уникальность Афанасия Фета (1820–1882) обозначалась упрощенным формульным наименованием — «певец природы и любви». Постепенно эта формула получила максимальное наполнение: Фет — лирик невиданной проницательности, чуткий к тончайшим душевным движениям лирического героя; непревзойденный художник сложных психологических состояний человека; искусный мастер «навеивать» впечатления поэтического восприятия природы и души человека. Мировоззрение же и философский потенциал Афанасия Фета оставались за скобками системного исследования и читательского понимания, и его имя, как правило, представлялось в статусе «поэта-атеиста».
Но в самых пытливых умах всегда мерцало осознание неглубокой прочитанности далеко не атеистического фетовского наследия, некой личностной закрытости поэта, вызывающей сомнение в постижимости его мировоззрения. Тайна личности Фета связывалась с его нерасположенностью к исповедальности, поименованной литераторами «духовной стыдливостью». И вот, кажется, наступило время освоения новой высоты для читательского приближения к тайне Фета...
В нашу эпоху интенсивных и стремительных культурологических процессов подходы к выявлению идентичности многих русских писателей, штрихпунктирно и веерно намеченные в рефлексиях других эпох, зримо и обоснованно концептуализируются, открывая неведомые горизонты их творческих миров. Наработан впечатляющий арсенал новых методов и приемов историко-литературного созидания. Трудно переоценить плодоносную роль в этом процессе объемной серии антологий «Русский путь: pro et contra» (организованной в 1993 г. Русской христианской гуманитарной академией) в особом методологическом ключе — выявления объективного образа творца из сверхтекста специального литературного пространства, организуемого в антологии через взаимодействие противоположных оценок его личности и произведений (pro et contra — «за и против»). Большую часть этой серии составляют «малые энциклопедии» о русских литераторах, среди которых и антология о Фете [2].