В статье дано описание организации психообразовательной деятельности во Франции и России, имеющих много общего в истории развития и в современной организации стационарной, полустационарной и амбулаторной психиатрических помощи. Установлены сходство и различия в используемых подходах к организации психообразования пациентов и членов их семей на уровне органов управления здравоохранением и учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
Актуальность данного исследования обусловлена продолжающимся ростом количества детей с задержкой психического развития в течение последних десятилетий. Данный вариант психического дизонтогенеза становится причиной значительного повышения процента случаев школьной неуспеваемости и, как следствие, социальной дезадаптации ребенка. Проведено сравнительное психологическое исследование готовности к школьному обучению детей 5–7 лет с задержанным и нормальным психическим развитием. Полученные результаты свидетельствуют о том, что недостаточная готовность к обучению в школе у детей с задержкой психического развития обусловлена в большей степени недостаточностью такого компонента умственного развития как память. Однако достаточный уровень развития таких компонентов умственного развития как обучаемость, образование понятий, речь, восприятие, общая осведомленность и овладение отношениями множеств могут способствовать развитию компонента памяти и повышению общего уровня умственного развития детей с ЗПР в процессе коррекционно-педагогической работы.
Важным условием развития личности ребенка является своевременное и полноценное развитие речи. Однако в последние годы все больше имеют те или иные речевые нарушения. В рамках данного исследования были обследованы дети в возрасте 3–4 лет, посещавшие среднюю группу детского сада для детей с нормальным развитием. У преобладающего большинства детей, вошедших в данное исследование, были выявлены те или иные речевые расстройства (моторная алалия, литеральная парафазия либо возрастная дислалия). Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что ранняя диагностика речевых нарушений крайне важна для своевременного начала коррекционной работы и предотвращения школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации ребенка вследствие вторичных нарушений чтения и письма, в основе которых лежат нарушения речи, недиагностированные и некорректированные в более раннем возрасте.
В сравнении с аналогичными показателями 2010 и 2014 гг. краевые величины удельного веса (первые четыре возрастные группы) в 2015 г. несколько снизились, значения структурных показателей промежуточного уровня увеличились. В 2015 г. в структуре зарегистрированных контингентов доля больных в возрасте 18 лет и старше составляла 77,9, в возрасте 0–17 лет — 22,1%. Доли первой группы в 2010 и 2014 гг. были выше (соответственно 78,6 и 78,1%), доли второй — ниже (соответственно 21,4 и 21,9%).
Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России (РФ) по-прежнему остается сложной, случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всех субъектах РФ. Наибольшее число случаев заражения ВИЧ в стране зарегистрировано у лиц в возрасте от 25 до 44 лет. Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в РФ на 31 декабря 2015 г., достигло 1 006 388 человек. В статье представлены результаты диагностики личностных особенностей наркозависимых пациентов с ВИЧ-статусом, которые предлагается использовать при разработке индивидуально-дифференцированных лечебных и реабилитационных программ для наркозависимых пациентов.
Целью данной работы явилось изучение распространенности и факторов риска алкогольной зависимости у соматических больных в одной из муниципальных больниц города Ижевска. Группа исследуемых (323 пациента в возрасте от 18 до 59 лет) была составлена при помощи метода сплошной выборки. Установлена высокая распространенность опасных форм употребления алкоголя, таких как постоянное тяжелое пьянство (ПТП) и постоянное пьянство (ПП) у мужчин и женщин соответственно 83 и 16%. Распространённость алкогольной зависимости среди мужчин составила 42,9%, среди женщин — 9,7 %. Социодемографическими коррелятами алкогольной зависимости были мужской пол, низкий уровень образования и социальный статус безработного. Частота ремиссии в течение последнего года у лиц с алкогольной зависимостью составила 13,8 %. Коморбидность алкогольной зависимости была статистически достоверной для болезней органов пищеварения и табачной зависимости. Знания о факторах риска могут способствовать своевременной диагностике и адекватной терапии алкогольной зависимости у пациентов соматического стационара.
Современная система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-–транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Работая с признаками и остаточными явлениями опьянения, система осмотров оставляет без внимания нераспознанные психологические состояния употребления алкоголя, психоактивных веществ (ПАВ) [4, 6].
В статье представлены данные обследования 92 больных с последствиями ушиба головного мозга средней степени тяжести и 100 больных с последствиями церебрального ишемического инсульта при их повторном освидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы. Выявлено наличие в отдалённом периоде в структуре основных синдромов умеренных когнитивных нарушений. Показана важность использования когнитивных вызванных потенциалов для диагностики когнитивных нарушений. Регулярное использование доступных лекарственных средств снижает риск прогрессирования когнитивных нарушений и способствует реабилитации данных пациентов.