В последнее время в Российской Федерации (РФ) все возрастающее внимание уделяется созданию планомерной системы мер по борьбе с употреблением спиртных напитков водителями. Назрела необходимость внедрения современных превентивных технологий и эффективных программ с целью снижения ДТП и их последствий, выработке универсального механизма предупреждения участия в дорожном движении лиц в состоянии опьянения. С целью снижения риска вождения в состоянии алкогольного опьянения (АО) введены медицинские фильтры — осмотры, освидетельствование [1, 2, 4, 5, 6]. Однако предпринимаемые меры не дали значимых результатов. Просматривается отсутствие целостной системы профилактической работы с основными участниками дорожного движения, водителями ТС и страдающими зависимостью от алкоголя и ПАВ.
Одним из направлений создания единой среды профилактики ДТП является использование целостного клинико-психологического подхода в рамках предрейсового осмотра водителей для диагностики раннего употребления алкоголя и других ПАВ [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден, 2, 6, 7, 8, 9].
Цель исследования — оценка ситуации уровня потребления ПАВ у водителей ТС, выходящих в рейс и исследование возможности использования клинико-психологического подхода для диагностики употребления алкоголя в рамках разработки системы экспресс-тестирования в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики ДТП.
Исследование проводилось на базе ПАТП № 3 города Воронежа сотрудниками кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ имени Н.Н. Бурденко. В исследовании участвовали 90 человек — водители ТС в возрасте от 37 до 70 лет. Стаж работы водителей ТС составил от 5 до 45 лет, а на данном предприятии — от 2 мес до 25 лет. Для оценки статистической достоверности различий между изучаемыми признаками в разных группах водителей ТС использовался параметрический критерий Стьюдента [3].
1. Методика AUDIT (тест разработан рабочей группой ВОЗ для раннего выявления лиц группы риска и лиц, злоупотребляющих алкоголем) [7].