Когнитивные нарушения (КН) сосудистого и посттравматического генеза являются одними из наиболее распространённых проявлений в клинической и клинико-экспертной, особенно неврологической практике. Преимущественно, но не обязательно, данные проявления выявляются в пожилом возрасте. Не менее 5% лиц пожилого возраста страдают деменцией, причём в старших возрастных группах этот показатель прогрессивно возрастает [1, 4, 5, 9]. Кроме того, у 3–24% лиц старше 60 лет выявляются КН, выходящие за пределы возрастной нормы, но не приводящие к зависимости от посторонней помощи [4]. С учётом существующей классификации подобные КН определяются как «легкие» или «умеренные» [13, 14]. При отсутствии реабилитационных мероприятий данные нарушения (особенно умеренные) прогрессивно ухудшаются и значительно влияют на снижение качества жизни больных и инвалидов [4, 12]. Оценка когнитивных функций пациента представляет собой необходимую составляющую клинического исследования неврологического статуса. Количественные и качественные особенности обнаруженных КН играют важную роль в синдромальной, топической, нозологической, дифференциальной диагностике заболеваний нервной системы [4]. У большинства пациентов ишемический инсульт (ИИ) сопровождается развитием не только двигательных, чувствительных, координаторных и других расстройств, но и нарушением когнитивных функций, что может затруднять процесс реабилитации, способствовать инвалидизации человека. С увеличением времени, прошедшего с момента развития инсульта, возрастает роль КН как причины инвалидности [10]. Принято считать, что КН различной выраженности отмечаются у 35–83% пациентов, перенесших инсульт. Чаще встречаются умеренные КН, которые могут подлежать реабилитации при грамотном ведении данных больных [4, 5, 7].
Под когнитивными нарушениями понимается субъективное и/или объективно выявляемое ухудшение познавательных функций (внимание, память, гнозис, праксис, мышление и др.) по сравнению с исходным индивидуальным или средним возрастным и образовательным уровнями вследствие структурных, дисметаболических, токсических повреждений головного мозга, влияющее на эффективность обучения и профессиональной, бытовой, социальной деятельности [13, 14].