Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе [3, 4, 7]. ЗПР проявляется в дефиците общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов над учебными, быстрой перенасыщаемости в познавательной деятельности [6, 7].
В последние десятилетия отмечается отчетливое увеличение количества детей с ЗПР. Так, за период с 1990 по 1995 г. количество детей с ЗПР возросло в два раза [8]. С 1994 по 1999 г. на 19,8 % увеличилась заболеваемость умственной отсталостью среди детей и подростков, значительно возросла и заболеваемость расстройствами непсихотического характера, к которым относятся и ЗПР, а за период с 1997 по 2002 г. частота психической патологии среди детей увеличилась на 16,7 %, среди подростков — на 2,5 %; отмечается также и рост психических нарушений у детей раннего возраста (до 3 лет) [2–4].
По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50 % детей, а недоразвитие познавательных способностей наблюдается у каждого 10-го школьника [5]. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с тяжелыми нарушениями интеллекта уменьшилось на 14–15 %, а количество детей с ЗПР, напротив, возросло в два раза. К 2000 г. число дошкольников с ЗПР составляло 25 % от детской популяции.
Информационно-технический прогресс в современном обществе неизбежно приводит к все большему усложнению школьной программы. Однако эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что многие школьники не справляются с возрастающей интеллектуальной нагрузкой. Более того, около 50 % школьной неуспеваемости приходится на детей с задержкой психического развития. В этой связи важная роль отводится психологической готовности детей к школе, от которой в дальнейшем зависят не только качество обучения, но и коммуникативные навыки ребенка и его успешность во взрослой жизни [6].