По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.992.76-056.34:373(045)

Исследование особенностей способности к школьному обучению у детей 5–7 лет с задержкой психического развития

Филиппова Наталья Валерьевна ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского Минздрава России, тел.: +7(917) 201-12-05, Е-mail: natdoc@mail.ru

Актуальность данного исследования обусловлена продолжающимся ростом количества детей с задержкой психического развития в течение последних десятилетий. Данный вариант психического дизонтогенеза становится причиной значительного повышения процента случаев школьной неуспеваемости и, как следствие, социальной дезадаптации ребенка. Проведено сравнительное психологическое исследование готовности к школьному обучению детей 5–7 лет с задержанным и нормальным психическим развитием. Полученные результаты свидетельствуют о том, что недостаточная готовность к обучению в школе у детей с задержкой психического развития обусловлена в большей степени недостаточностью такого компонента умственного развития как память. Однако достаточный уровень развития таких компонентов умственного развития как обучаемость, образование понятий, речь, восприятие, общая осведомленность и овладение отношениями множеств могут способствовать развитию компонента памяти и повышению общего уровня умственного развития детей с ЗПР в процессе коррекционно-педагогической работы.

Литература:

1. Вицлак Г. Способность к обучению в школе: 1972 г. // Альманах психологических тестов. — Изд. 2-е. — М.: КСП, 1996.

2. Гурович И.Я., Волошин В.М., Голланд В.Б. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — № 2. — С. 15–18.

3. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. — 2011. — № 3. — С. 11–16.

4. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. — СПб.: Наука и Техника, 2013. — С. 273–288.

5. Сафонова Т.Я., Фролова А.Д. О положении детей в Российской Федерации. 1994 год. Государственный доклад. — М.: Синергия, 1995. — С. 20–25.

6. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2014. — Т. 4. — №11. — С. 1292–1294.

7. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — №10 (2). — С. 256–262.

8. Шипицина Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1995. — №3. — С. 29–35.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе [3, 4, 7]. ЗПР проявляется в дефиците общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов над учебными, быстрой перенасыщаемости в познавательной деятельности [6, 7].

В последние десятилетия отмечается отчетливое увеличение количества детей с ЗПР. Так, за период с 1990 по 1995 г. количество детей с ЗПР возросло в два раза [8]. С 1994 по 1999 г. на 19,8 % увеличилась заболеваемость умственной отсталостью среди детей и подростков, значительно возросла и заболеваемость расстройствами непсихотического характера, к которым относятся и ЗПР, а за период с 1997 по 2002 г. частота психической патологии среди детей увеличилась на 16,7 %, среди подростков — на 2,5 %; отмечается также и рост психических нарушений у детей раннего возраста (до 3 лет) [2–4].

По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50 % детей, а недоразвитие познавательных способностей наблюдается у каждого 10-го школьника [5]. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с тяжелыми нарушениями интеллекта уменьшилось на 14–15 %, а количество детей с ЗПР, напротив, возросло в два раза. К 2000 г. число дошкольников с ЗПР составляло 25 % от детской популяции.

Информационно-технический прогресс в современном обществе неизбежно приводит к все большему усложнению школьной программы. Однако эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что многие школьники не справляются с возрастающей интеллектуальной нагрузкой. Более того, около 50 % школьной неуспеваемости приходится на детей с задержкой психического развития. В этой связи важная роль отводится психологической готовности детей к школе, от которой в дальнейшем зависят не только качество обучения, но и коммуникативные навыки ребенка и его успешность во взрослой жизни [6].

Для Цитирования:
Тимко А.В., Филиппова Наталья Валерьевна, Исследование особенностей способности к школьному обучению у детей 5–7 лет с задержкой психического развития. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: