В последние десятилетия работа по совершенствованию законодательства и нормативно-правового обеспечения в сфере терапевтического просвещения и психообразования пациентов и их окружения во Франции и в России сопровождается активным использованием в обеих странах ресурса партнерского взаимодействия пациентов и персонала психиатрических служб.
Результаты кросс-культурных исследований в области организации психообразовательной работы, проводимых в структурно-динамическом аспекте, представляют интерес для специалистов обеих стран как в плане обмена практическим опытом, так и в теоретическом отношении.
К традиционным предпосылкам к оценке качества психообразовательной работы в обеих странах относятся структура и кадровое обеспечение учреждений и подразделений, достаточные для обслуживания населения, проживающего на определенной территории, с целью максимального сокращения сроков начала оказания помощи [3–5, 8, 9].
С развитием полипрофессионального подхода к организации психообразования все большее значение приобретает критерий использования и развития инновационных технологий.
Соответственно, возрастает роль методического обоснования, разработки и реализации психообразовательных программ [6, 7].
Внедрение новых технологических модулей [10] способствует решению кадровых вопросов, включая подготовку в области психообразовательной работы врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов, медицинских сестер, психологов.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение психообразовательной деятельности
Во Франции, согласно статье L111-4 Кодекса народного здравоохранения [11], являясь разновидностью терапевтического просвещения, программа психообразования может быть не принята пациентом. В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Франции от сентября 2008 г. терапевтическое просвещение рассматривается как процесс усиления способностей пациента и/или его окружения по восприятию его заболевания, основанный на комплексе мероприятий, являющихся частью плана лечения.