Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка: восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение — развиваются через речь [2, 3, 6, 7]. Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов, из них наиболее важным является младший дошкольный возраст, так как именно в этот период происходит подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, произношение первых звуков и слов, образование словарного запаса и постановка произношения.
Необходимо упомянуть тот факт, что развитие разговорной речи и темп усвоения речевых навыков у каждого ребенка индивидуален. Тем не менее, существуют некоторые аспекты нормы, руководствуясь которыми в настоящее время можно говорить о наличии у ребенка той или иной патологии речевого развития.
Условно можно выделить пять этапов развития речи ребенка в онтогенезе [9].
I этап: предречевой период (3–6 мес) связан с подготовкой системы дыхания к осуществлению голосовых реакций — «гуление», лепет, выступающий в качестве подражания взрослым.
II этап (до 2-го года жизни) характеризуется образованием речевых звуков, синтезом слогов и слоговых двухчленных цепей, их автоматизацией; образование в конце первого года жизни первых 5–10 слов; на 2-м году жизни — расширение словарного запаса и произношение простейших речевых шаблонов.
III этап (3-й год жизни) — увеличение словарного запаса до 500 слов и более; автоматизация некоторых речевых шаблонов; улучшается произношение слов; дети учатся говорить предложениями.
IV этап (4-й год жизни) — словарный фонд обогащается до 1000 слов и более; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9–10; дети начинают использовать придаточные предложения.