По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.91:616.22-008.5]-053.4-07(045)

Исследование нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Филиппова Наталья Валерьевна ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского» Минздрава России, тел.: +7(917)201-12-05, Е-mail: natdoc@mail.ru

Важным условием развития личности ребенка является своевременное и полноценное развитие речи. Однако в последние годы все больше имеют те или иные речевые нарушения. В рамках данного исследования были обследованы дети в возрасте 3–4 лет, посещавшие среднюю группу детского сада для детей с нормальным развитием. У преобладающего большинства детей, вошедших в данное исследование, были выявлены те или иные речевые расстройства (моторная алалия, литеральная парафазия либо возрастная дислалия). Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что ранняя диагностика речевых нарушений крайне важна для своевременного начала коррекционной работы и предотвращения школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации ребенка вследствие вторичных нарушений чтения и письма, в основе которых лежат нарушения речи, недиагностированные и некорректированные в более раннем возрасте.

Литература:

1. Бадалян Л.О. Детская неврология / учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 608 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1982. — 230 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 5. Основы дефектологии. — М., 1983. — 500 с.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 2000, цветная вставка.

5. Корнев А.Н. Ранние проявления речевого дизонтогенеза у детей // Новости оториноларингологии и логопатологии. — 2000. — Приложение 2. — С. 191–197.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.

7. Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1958. — №5.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. — М. : Академический проект, 2000. — 512 с.

9. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 524 с.

10. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Антонова А.А., Деева М.А., Гусева М.А. Нарушения речевого развития у детей и психолингвистические подходы к их изучению // Российский психиатрический журнал. — 2016. — №6. — С. 55–61.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка: восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение — развиваются через речь [2, 3, 6, 7]. Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов, из них наиболее важным является младший дошкольный возраст, так как именно в этот период происходит подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, произношение первых звуков и слов, образование словарного запаса и постановка произношения.

Необходимо упомянуть тот факт, что развитие разговорной речи и темп усвоения речевых навыков у каждого ребенка индивидуален. Тем не менее, существуют некоторые аспекты нормы, руководствуясь которыми в настоящее время можно говорить о наличии у ребенка той или иной патологии речевого развития.

Условно можно выделить пять этапов развития речи ребенка в онтогенезе [9].

I этап: предречевой период (3–6 мес) связан с подготовкой системы дыхания к осуществлению голосовых реакций — «гуление», лепет, выступающий в качестве подражания взрослым.

II этап (до 2-го года жизни) характеризуется образованием речевых звуков, синтезом слогов и слоговых двухчленных цепей, их автоматизацией; образование в конце первого года жизни первых 5–10 слов; на 2-м году жизни — расширение словарного запаса и произношение простейших речевых шаблонов.

III этап (3-й год жизни) — увеличение словарного запаса до 500 слов и более; автоматизация некоторых речевых шаблонов; улучшается произношение слов; дети учатся говорить предложениями.

IV этап (4-й год жизни) — словарный фонд обогащается до 1000 слов и более; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9–10; дети начинают использовать придаточные предложения.

Для Цитирования:
А.Ю. Мишукова, О.В. Попова, Филиппова Наталья Валерьевна, Исследование нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: