В статье анализируются этнические проблемы и проблемы культуры в условиях современности. Дидактические модели, ориентированные на воспитание особого типа личности, призванной защищать государственный строй либо от внешних врагов, либо от внутренних не теряли свою актуальность на протяжении всей истории человечества и явились основой педагогических комплексов СССР — как военизированной части советского социума, так и в гражданском секторе. В последнем, правда, не существовало концепции обязательной дисциплины и приказа, замененных в обычном обиходе понятиями коллективного интереса, долга, моральной обязанности. Однако очевидным видится одно — те страты населения, равно, как и структуры определенного государства, которые, в силу своей функциональной нагрузки, исполняют роль стабилизатора общественных взаимоотношений во фронтирных зонах, формируются под обязательным корректирующим и решающим воздействием традиционных этнических норм и стандартов воспитания. Как показывает опыт оппозиционных взаимодействии воинских и силовых структур различных социумов, а, тем более, имеющих отличную конфессиональную и этническую природу, именно комплексы дидактики, сводящиеся к обычаям защиты и силового воздействия на оппонента, приводят к становлению схожих морально-этических императивов и к созданию путей возможного диалога и взаимопонимания.