Завершение каждого года — особое время, когда подводятся итоги и строятся планы на будущее. 2024 год знаменателен появлением трех важных для науки и образования документов — Указов «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий», подписанных Президентом России. Важно, что в этих Указах речь идет как о наукоемких технологиях, высокоэффективной и ресурсосберегающей энергетике, высокопродуктивном сельском хозяйстве, безопасности получения, хранения, передачи и обработки информации, интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных системах, так и о социогуманитарных аспектах развития — таких, как укрепление социокультурной идентичности российского общества, повышение уровня его образования. Все эти задачи конкретизируются в госпрограммах, определяющих, в том числе, их финансирование. Как отметил Валерий Фальков на совещании с ректорами российских университетов, где подводились предварительные итоги 2024 года и намечались планы на 2025 год, только на реализацию госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» «в 2025 году из федерального бюджета будет выделено более 1 трлн 474 млн рублей, что на 7% больше, чем в нынешнем году»1 .
В 2025 г. российское образование ждут активные действия по переходу на новую образовательную систему; увеличится выделяемое университетам количество бюджетных мест на направления подготовки инженерно-технических, педагогических и медицинских кадров; в содержании образования укрепится фундаментальность (для этого в 50 вузах проводится пилотный проект по повышению качества преподаваемых дисциплин) и — одновременно — его практическая ориентированность. Усиливаются меры поддержки вузов — создаются новые кампусы, молодежные лаборатории, современные инженерные школы.