По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304 DOI:10.33920/nik-02-2412-05

Ценностные ориентации как предмет научного исследования

Леонова Светлана Юрьевна аспирант по направлению подготовки «Психологические науки», ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы», 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Эл. почта: svetlana1987@yandex.ru

Проблема исследования ценностных ориентаций, а также нравственных и общественных правил, определяющих позицию личности относительно реальности, является одной из ключевых в современной науке. Ценностные ориентации человека — важнейшая характеристика личности, поскольку они определяют её отношения и взаимодействие с окружающим миром, регулируют поведение. Осознавая собственные ценностные ориентиры, человек ищет своё место в мире и размышляет о смысле и цели своей жизни. Ценности универсальны для всех людей, но степень их предпочтения и приоритетность зависят от конкретной культуры и общества. Ценности представляют собой устойчивые убеждения, которые определяют предпочтительные способы поведения и жизненные цели, формируют принципы, руководящие действиями в таких сферах, как учеба, работа, семейные отношения. Ценностные ориентации формируются через взаимодействие с окружающим миром и отражают степень зрелости личности и её системы ценностей.

Литература:

1. Гулевич О.А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата // О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. — М.: Юрайт. — 2018.

2. Гуркина А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2020. — № 26. — С. 648–651.

3. Елишев С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. — 2018. — №2. — С. 91.

4. Ерофеева М.А. Чайлдфри-семья: функции и ценности // Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. Сборник научных трудов педагогов, слушателей, студентов и курсантов: сборник статей. Под ред. О.М. Дорошенко, Н.Б. Нижниченко, Е.А. Никитской. — Москва, 2021. — С. 85–90.

5. Камбарова К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. — 2019. — № 11. — С. 1808–1810.

6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2019.

7. Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article/5159. (дата обращения 13.10.2024).

8. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества / З.И. Файнбург // Личность и ее ценностные ориентации: информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. — 1969. — №25/40. — Вып. 2. — С. 59–99.

9. Харламова Д.А. Актуальные ценности личности студентов-будущих социальных педагогов // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — 2018. — С. 156–158.

1. Gulevich O.A. Social Psychology: Textbook and Workshop for the Academic Bachelor's Degree // O.A. Gulevich, I.R. Sarieva. — M.: Yurait. — 2018.

2. Gurkina A.L. Basics of Formation of Personality Value Orientations // Young Scientist. — 2020. — No. 26. — P. 648–651.

3. Elishev S.O. Study of the Concepts of "Value", "Value Orientations" in an Interdisciplinary Aspect // Values and Meanings. — 2018. — No. 2. — P. 91.

4. Erofeeva M.A. Childfree Family: Functions and Values // Actual Problems of Personality Development in the Modern Sociocultural Space. Collection of Scientifi c Papers of Teachers, Listeners, Students and Cadets: Collection of Articles. Ed. O.M. Doroshenko, N.B. Nizhnichenko, E.A. Nikitskaya. — Moscow, 2021. — P. 85–90.

5. Kambarova K.U. Value orientations are the most important component of personality structure // Young scientist. — 2019. — No. 11. — P. 1808–1810.

6. Karandashev V.N. Schwartz's method for studying personality values: concept and methodological guidelines / V.N. Karandashev. — St. Petersburg: Rech, 2019.

7. Raitina M.S. Values and value orientations, their formation and role in personality development. // Scientifi c electronic archive. [Electronic resource]. URL: http://econf. rae.ru/article/5159. (date of access 10/13/2024).

8. Fainburg Z.I. Value orientations of the individual in some social groups of the socialist society / Z.I. Fainburg // Personality and its value orientations: information bulletin of the Institute of Social Studies of the USSR Academy of Sciences. — 1969. — No. 25/40. — Issue 2. — P. 59–99.

9. Kharlamova D.A. Actual values of the personality of students-future social educators // Proceedings of the X International Student Scientifi c Conference "Student Scientifi c Forum". — 2018. — P. 156–158.

Статья подготовлена в качестве доклада на Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений» (Москва, МосГУ, 21–23 ноября 2024 г.).

Процесс формирования и перераспределения ценностных ориентаций тесно связан с процессом социализации и зависит от специфики жизни индивида в различных социальных группах, а также от воздействия культурных и массовых коммуникаций. Эти ориентации меняются на разных стадиях жизненного пути, подвергаясь влиянию различных факторов — таких, как общественные нормы, социокультурная ситуация и личные переживания. Таким образом, ценностные ориентации формируются через взаимодействие с окружающим миром и отражают степень зрелости личности и её системы ценностей.

Проблема исследования ценностных ориентаций, равно как нравственных и общественных правил, обусловливающих позицию личности по отношению к реальности, представляется одной из основных в нынешней науке. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [5, c. 1808–1810].

Один и те же ценности свойственны всем людям, они всеобщи, а степень их предпочтения, приоритетность зависят от конкретной культуры и общества. Ценности представляют собой устойчивые убеждения человека о каком-либо способе поведения, о предпочтительных жизненных целях. Они формируют принципы, которыми человек руководствуется в деятельности, отношении к окружающему миру и охватывают своим влиянием все сферы человеческой жизни (учеба, работа, семейные отношения и т.д.) [1, c. 215].

С точки зрения системного подхода к данной проблеме, наиболее общеупотребительными являются концепции М. Рокича и Ш. Шварца. В концепции М. Рокича ценности подразделяются на инструментальные и терминальные. Инструментальные ценности определяют образ, способ действия, используемые средства достижения цели, формируют желательную модель поведения. Терминальные ценности отражают цели человеческой деятельности лично или общественно значимые стремления‚ желательное состояние существования человека. Проведенные М. Рокичем исследования привлекли внимание психологов к ценностям и ценностным ориентациям, с опорой на них проводились многие последующие разработки. Диагностический опросник М. Рокича как некую базу своей концепции избрал Ш. Шварц. Впоследствии он внес в нее значительные изменения и дополнения, концептуально переработан методику с учетом собственных взглядов на проблему.

Для Цитирования:
Леонова Светлана Юрьевна, Ценностные ориентации как предмет научного исследования. Ученый совет. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: