По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.035 DOI:10.33920/nik-02-2412-01

Ценностные векторы в системе воспитания студентов современного вуза России

Костюк Екатерина Борисовна кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 192238, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, Эл. адрес: e_shpakov@mail.ru, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-0456-1441

В статье констатируется, что важнейшей задачей современного процесса образования в вузах становится не только подготовка профессионала, но и нравственное воспитание современной российской молодежи. Автор считает, что ценностными векторами в системе воспитания молодых специалистов должны быть формирование: культурной идентичности, гуманистического сознания, нравственного целеполагания у молодого поколения России. Отмечается, что значимую роль в этом процессе играют киноискусство и музыка, которые в условиях информационно-технологического развития постиндустриального общества приобрели особое значение как инструмент массового приобщения молодежи к национально-культурным кодам. Автор предлагает разные типы деятельности посредством массовых форм искусства, способствующие формированию национально-культурной идентичности.

Литература:

1. Бахтин М.М. Поэтика Достоевского. — М.: Алетейя, 2023. — 586 с.

2. Запесоцкий А.С. Культурологическое осмысление актуальных проблем современности. Доклад на Международных Лихачевских чтениях (1997–2019). — СПб.: СПбГУП, 2019. — 264 с.

3. Ильинский И.М. Живу и помню: документальная повесть. — М.: Изд-во Моск. гуманит.ун-та, 2014. — 232 с.

4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. — 352 с.

5. Костина А.В. Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества: Цивилизационная идентичность. Информатизация жизни. Культурные ценности и «общество потребления». — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 200 с.

6. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб.: СПбГУП, 2015. — 540 с.

7. Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 192 с.

1. Bakhtin M.M. The Poetics of Dostoevsky. — M.: Aleteya, 2023. — 586 p.

2. Zapesotsky A.S. Cultural Understanding of Current Issues of Our Time. Report at the International Likhachev Readings (1997–2019). — St. Petersburg: St. Petersburg State University of Printing Arts, 2019. — 264 p.

3. Ilyinsky I.M. I Live and Remember: A Documentary Story. — M.: Publishing House of Moscow Humanitarian University, 2014. — 232 p.

4. Kostina A.V. Mass Culture as a Phenomenon of Post-Industrial Society. — M.: Book House "LIBROKOM", 2016. — 352 p.

5. Kostina A.V. Russia: The Path to the Future. Technologies for the Formation of a New Society: Civilizational Identity. Informatization of Life. Cultural Values and the "Consumer Society". — Moscow: LENAND, 2019. — 200 p.

6. Likhachev D.S. Selected Works on Russian and World Culture. — St. Petersburg: SPbGUP, 2015. — 540 p.

7. Likhachev D.S. Letter about the Good and the Beautiful. — Moscow: AST Publishing House, 2018. — 192 p.

Статья подготовлена в качестве доклада на Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений» (Москва, МосГУ, 21–23 ноября 2024 г.)

В турбулентных условиях развития современного общества, обострения противоборства разных мировоззренческих позиций, которые в информационно-детерминированном пространстве становятся предметом интенсивных дискуссий не только в научном сообществе, но и в российском социуме в целом, особенно злободневной становится проблема обозначения ценностных векторов в воспитании подрастающего поколения России.

Важнейшей задачей является формирование, наряду с профессиональными компетенциями, культурной идентичности, гуманистического сознания, нравственной ориентированности молодого поколения России.

Кризис эпохи глобализма, осознаваемый как реальность в настоящее время, особенно высветил ценность национально-самобытного пути развития каждого народа, нации, страны. Проблема культурной идентичности, то есть тождества культурного мира человека с определенной системой ценностей, традициями, создаваемыми поколениями на протяжении столетий, становится особенно актуальной сейчас. Она становится условием сохранения не только государственной субъектности, самобытности в общемировой палитре культуры человечества, но значимым фактором понимания роли каждого человека в сохранении и развитии своей страны как пространства для самореализации. С культурной идентичностью тесно связано понятие патриотизма, которое порождает внимание к родной культуре, стремление к ее сбережению и развитию, ответственное отношение к своей деятельности в разных сферах, направленных на стремление принести пользу, внести своей вклад в ее процветание. «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать» [7], чтобы человек возрастал в понимании необходимости сбережения страны, народа, своей семьи. В этом плане есть смыкание с гуманистическим сознанием, которое в своей основе направлено на творческую самореализацию ко всеобщему благу, «к великому делу, которое спасет мир» [1]. Гуманистическое сознание связано с такими ценностями, как интеллектуализм (стремление разумного постижения мира), личная ответственность за результаты своих деяний, психологизм (эмпатичность) и эстетизм (стремление к гармонии).

Для Цитирования:
Костюк Екатерина Борисовна, Ценностные векторы в системе воспитания студентов современного вуза России. Ученый совет. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: