Статья посвящена редкой теме — искусству певцов-кастратов — яркому музыкальному и социальному явлению. Эта проблема долгое время оставалась в тени. Однако, если судить о мастерстве певцов-кастратов по тому, что описывали их современники, нынешние самые превосходные исполнители-вокалисты лишь едва приближаются к их необычайным возможностям. Закономерно, что лучших из лучших кастратов, подлинных звезд сцены уже тогда называли Великими. И мы должны обладать максимальной информацией обо всём, что с ними связано. Но почему же Фаринелли? Обратим внимание, существуют люди, специализирующиеся на его изучении — фаринеллисты, и их довольно много, они формируют целое течение в музыковедении. Безусловно, есть и те, кто исследует Каффарелли, Тендуччи, Веллутти… Но это всё остается в рамках разрозненного опыта, не позволяющего вести речь о каффареллистах, тендуччистах, веллуттистах. В статье рассматривается страница, связанная с историей Фаринелли — а именно, история его эксгумации. Это редкий подход к анализу и музыкальных, и социокультурных явлений. Между тем, именно такой поворот может быть яркой иллюстрацией истории bell canto, а сами материалы статьи ярким дополнением к рамках курсов «История вокального искусства», «История зарубежной музыки».