По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 782 DOI:10.33920/nik-02-2411-02

Феномен певцов-кастратов как музыкальное и социокультурное явление. Эксгумация Фаринелли

Жаркова Василиса Алексеевна доцент кафедры искусства МосГУ, Лауреат и Дипломант международных конкурсов вокалистов в Италии, кандидат искусствоведения Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. почта: vasilisabella@yandex.ru

Статья посвящена редкой теме — искусству певцов-кастратов — яркому музыкальному и социальному явлению. Эта проблема долгое время оставалась в тени. Однако, если судить о мастерстве певцов-кастратов по тому, что описывали их современники, нынешние самые превосходные исполнители-вокалисты лишь едва приближаются к их необычайным возможностям. Закономерно, что лучших из лучших кастратов, подлинных звезд сцены уже тогда называли Великими. И мы должны обладать максимальной информацией обо всём, что с ними связано. Но почему же Фаринелли? Обратим внимание, существуют люди, специализирующиеся на его изучении — фаринеллисты, и их довольно много, они формируют целое течение в музыковедении. Безусловно, есть и те, кто исследует Каффарелли, Тендуччи, Веллутти… Но это всё остается в рамках разрозненного опыта, не позволяющего вести речь о каффареллистах, тендуччистах, веллуттистах. В статье рассматривается страница, связанная с историей Фаринелли — а именно, история его эксгумации. Это редкий подход к анализу и музыкальных, и социокультурных явлений. Между тем, именно такой поворот может быть яркой иллюстрацией истории bell canto, а сами материалы статьи ярким дополнением к рамках курсов «История вокального искусства», «История зарубежной музыки».

Литература:

1. Барбье, П. История кастратов / П. Барбье. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. — 304 с.

2. Барбье, П. Фаринелли. Величайший кастрат эпохи Просвещения / П. Барбье. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. — 352 с.

3. Мурадянц А.А. Переломы, связанные с остеопорозом, в пожилом и старческом возрасте: профилактика и тактика ведения / А.А. Мурадянц, М.Н. Березенко // Клиницист. — 2007. — №1. — С. 63–66.

4. Фаринелли [Электронный ресурс]. URL: https://it.wikipedia.org/wiki/Farinelli (дата обращения 12.08.2024)

5. Хэриот, Э. Кастраты в опере / Э. Хэриот; [вступит. статья и коммент. И. Сусидко]. — М.: Классика-XXI, 2001. — 304 с.

6. Центр исследований Фаринелли. [Электронный ресурс]. URL: https://www. comune.bologna.it/iperbole/farinelli/italiano/index.htm (дата обращения 12.08.2024)

7. Belcastro M.G. Farinelli: dall’estumulazione allo studio antropologico dei suoi resti scheletrici / M.G. Belcastro, B. Bonfi glioli, G. Bocchini, F. Facchini, A. Todero, G. Fornaciari, A. Fornaciari, M. P. Morigi, F. Casali, M. Betuzzi, R. Brancaccio, V. Mariotti // Il Farinelli ritrovato: atti del convegno di studi (Bologna 29 maggio 2012). Lucca: Libreria Musicale Italiana srl., 2014. — P. 109–139.

8. Belcastro M.G. Hyperoptosis frontalis interna (HFI) and castration: the case of the famous singer Farinelli (1705–1782) / M. G. Belcastro, A. Todero, G. Fornaciari, V. Mariotti // Journal of Anatomy. — Nov. — 2011. — V. 219, I. 5. — P. 632–637.

9. Barbier, P. Histoire des castrats / P. Barbier. — Paris: Bernard Grasset, 1989. — 272 p.

10. Bruschi, A. Farinelli dimenticato / A. Bruschi. — Firenze: Alessandro Falciani libri Ed., 1998. — 47 p.

11. Jenkins J.S. The voice of the castrato / J.S. Jenkins // The Lancet. — Vol. 351, Issue 9119. — P. 1877–1880.

12. Zanatta A. Occupational markers and pathology of the castrato singer Gaspare Pacchierotti (1740–1821) / A. Zanatta, F. Zampieri, G. Scattolin, M. R. Bonati // Scientifi c reports, 6, 28463 (2016). [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1038/ srep28463 (дата обращения 03.09.2024)

13. Haböck, F. Die Gesangkunst der Kastraten. Erster Notenband / F. Haböck. — Wien: Universal-Edition A.G., 1923. — 227 S.

14. Heriot, A. The castrati in Opera / A. Heriot. — London: Secker & Warburg, 1956. — 243 p.

15. Verdi, L. Il Farinelli ritrovato / L. Verdi, P. Mioli, F. Boris, R. G. Grassili... — Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2014. — 242 p.

1. Barbier, P. History of castrati / P. Barbier. — St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2006. — 304 p.

2. Barbier, P. Farinelli. The greatest castrato of the Enlightenment / P. Barbier. — St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2021. — 352 p.

3. Muradyants A.A. Osteoporosis-related fractures in the elderly and senile age: prevention and management tactics / A.A. Muradyants, M.N. Berezenko // Clinician. — 2007. — No. 1. — P. 63–66.

4. Farinelli [Electronic resource]. URL: https://it.wikipedia.org/wiki/Farinelli (date of access 12.08.2024)

5. Hariot, E. Castrati in opera / E. Hariot; [introduction. article and comment. I. Susidko]. — M.: Classic-XXI, 2001. — 304 p.

6. Farinelli Research Center. [Electronic resource]. URL: https://www.comune. bologna.it/iperbole/farinelli/italiano/index.htm (date of access 12.08.2024)

7. Belcastro M.G. Farinelli: dall’estumulazione allo studio anthropologico dei suoi resti scheletrici / M.G. Belcastro, B. Bonfi glioli, G. Bocchini, F. Facchini, A. Todero, G. Fornaciari, A. Fornaciari, M. P. Morigi, F. Casali, M. Betuzzi, R. Brancaccio, V. Mariotti // Il Farinelli ritrovato: atti del convegno di studi (Bologna 29 Maggio 2012). Lucca: Libreria Musicale Italiana srl., 2014. — P. 109–139.

8. Belcastro M.G. Hyperoptosis frontalis interna (HFI) and castration: the case of the famous singer Farinelli (1705–1782) / M. G. Belcastro, A. Todero, G. Fornaciari, V. Mariotti // Journal of Anatomy. — Nov. — 2011. — V. 219, I. 5. — P. 632–637.

9. Barbier, P. Histoire des castrates / P. Barbier. — Paris: Bernard Grasset, 1989. — 272 p.

10. Bruschi, A. Farinelli dimenticato / A. Bruschi. — Firenze: Alessandro Falciani libri Ed., 1998. — 47 p.

11. Jenkins J.S. The voice of the castrato / J.S. Jenkins // The Lancet. — Vol. 351, Issue 9119. — P. 1877–1880.

12. Zanatta A. Occupational markers and pathology of the castrato singer Gaspare Pacchierotti (1740–1821) / A. Zanatta, F. Zampieri, G. Scattolin, M. R. Bonati // Scientifi c reports, 6, 28463 (2016). [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1038/srep28463 (accessed 03.09.2024)

13. Haböck, F. Die Gesangkunst der Kastraten. Erster Notenband / F. Haböck. — Vienna: Universal-Edition A.G., 1923. — 227 S.

14. Heriot, A. The castrati in Opera / A. Heriot. - London: Secker & Warburg, 1956. — 243 p.

15. Verdi, L. Il Farinelli ritrovato / L. Verdi, P. Mioli, F. Boris, R. G. Grassili... — Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2014. — 242 p.

«Фаринелли восстаёт из могилы, чтобы раскрыть секреты кастратов», «Остатки Фаринелли разобрали по песчинкам», «Знаменитому певцу перемывают кости» и даже «Поп-идолы Средневековья» (?!) — под такими заголовками вышли в своё время статьи, посвящённые удивительному событию, в котором цели науки и искусства неожиданным образом совпали.

Об этом событии Общество фаринеллистов указывает на своей странице [6], что оно получило самое широкое освещение в СМИ и в научных изданиях как в Италии, так и по всему миру. Такая же формулировка использована и в статье об известнейшем кастрате на итальянской версии Википедии [4]. В самом деле, об эксгумации Карло Броски Фаринелли (рис. 1) написали множество изданий, но, несмотря на значимость события и «желтизну» заголовков, подлинной сенсацией, которая бы взбудоражила весь мир, оно так и не стало.

Если же говорить в свою очередь о профессиональных музыкантах, то лишь немногие из них знают, что эта эксгумация великого кастрата имела место, ещё меньше — информированы о её итогах и понимают истинное значение такого события для истории вокального искусства. По-видимому, в России автор данной статьи является первым исследователем, кто заинтересовался данным вопросом и сначала рассказал об этом в большом видеоролике на своём канале, а теперь — в материалах данной статьи.

Сразу оставим этическую сторону как эксгумации вообще, так и Фаринелли в частности, и рассмотрим исторические обстоятельства, которые к этому привели.

Эпоха певцов-кастратов XVII–XVIII столетий — это Золотой век вокального искусства! Именно тогда фактически возникло и сформировалось то, что называется академическим вокалом, была отточена его техника, тщательно исследован механизм работы с голосом, выработаны вокально-педагогические приёмы его воспитания. Спустя два с лишним столетия кажется, что это всё неактуально, но автор статьи как академическая певица, хорошо знакомая с трудами старых мастеров, например, П.Ф. Този1 и Дж.Б. Манчини2 , каждый день на практике убеждается, насколько они были правы и какое глобальное место их открытия занимают в искусстве пения и поныне.

Для Цитирования:
Жаркова Василиса Алексеевна, Феномен певцов-кастратов как музыкальное и социокультурное явление. Эксгумация Фаринелли . Ученый совет. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: