По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 30 DOI:10.33920/nik-02-2411-06

Парадокс снижения ценности знаний при расширении образовательных возможностей в эпоху цифровизации

Полякова Оксана ФГБОУ ВО «Государственный университет управления».
Научный руководитель — Овсяник О.А. ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Российская Федерация, 109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Эл. адрес: profi.polyakova@yandex.ru

Объектом исследования выступают трансформации процесса усвоения знаний зрелыми людьми в эпоху цифровизации. Выявлена парадоксальная закономерность: с одной стороны, информационные технологии позволяют получить доступ к знаниям в любой точке планеты каждому пользователю сети Интернет, а с другой стороны — наблюдается снижение интереса к их освоению ввиду повсеместной доступности.

Литература:

1. Голубинская, А.В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016. — №1. — T. 1. — С. 161–167.

2. Гуров, Ф.Н. Информатизация общества: амбивалентный характер социальных изменений // Ценности и смыслы, 2018. — №6. — С. 83–96.

3. Край нов, А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2019. — №3. — С. 262–266.

4. Старицына, О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018. — №2(23). — С. 270–274.

5. Фрумкин, К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum, 2010. — Т. 1. — С. 26–36.

6. Шпитцер, М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. — М.: АСТ, 2014. — 288 с.

7. Rothman, D. A Tsunami of Learners Called Generation Z [сайт]. URL: http://mdle.net/ Journal/A Tsunami_of_Learners_Called_Generation_Z. pdf (дата обращения: 10.01.2023).

1. Golubinskaya, A.V. Neurocognitive approach to the study of generation Z // International journal of humanitarian and natural sciences, 2016. — No. 1. — Vol. 1. — P. 161–167.

2. Gurov, F.N. Informatization of society: the ambivalent nature of social changes // Values and meanings, 2018. — No. 6. — P. 83–96.

3. Kraynov, A.L. Clip thinking in the context of educational practices: a sociophilosophical analysis // News of Saratov University Nov. series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019. — No. 3. — P. 262–266.

4. Staritsyna, O.A. Clip thinking vs. education. Who is to blame and what to do? // Azimuth of scientifi c research: pedagogy and psychology, 2018. — No. 2 (23). — P. 270–274.

5. Frumkin, K.G. Global changes in thinking and the fate of text culture // Ineternum, 2010. — Vol. 1. — P. 26–36.

6. Shpitzer, M. Anti-brain: digital technologies and the brain. — Moscow: AST, 2014. — 288 p.

7. Rothman, D. A Tsunami of Learners Called Generation Z [website]. URL: http://mdle. net/Journal/A Tsunami_of_Learners_Called_Generation_Z. pdf (accessed: 10.01.2023).

Развитие информационных технологий в ХXI в. существенно повлияло на трансформации во всех сферах жизни человека. Повсеместная доступность сети Интернет позволила многократно увеличить возможности пользователей. Речь идет, прежде всего, о доступности информации и скорости передачи данных.

Представитель цифровой эпохи — человек, который не мыслит свою жизнь без доступа к ресурсам глобальной сети Интернет. По сравнению с человеком до-цифровой эпохи, мы находимся в ситуации переизбытка и тотальной доступности информации. Как справедливо отметил Ф.Н. Гуров, «количество информации несопоставимо ни с объемами индивидуальной человеческой памяти, ни с продолжительностью единичной человеческой жизни» [2]. Между тем, значительного увеличения объема научных знаний, как и увеличения численности тех, кто занимается их освоением, не наблюдается.

Итак, цифровизация сопровождается значительным увеличением скорости обращения информации. Одним из следствий данного процесса является изменение представлений об эффективном конкурентоспособном специалисте на рынке труда. Несмотря на все достижения прогресса и высокий уровень автоматизации, любая организация, по-прежнему, строится на усилиях и результатах работы своих сотрудников. Человеческий ресурс был и на сегодняшний день продолжает оставаться самым ценным ресурсом любого предприятия вне зависимости от его масштабов и направления работы. Однако, эффективный сотрудник сегодня, это не просто компетентный специалист. Скорость изменений, в которых осуществляет свою деятельность современное предприятие, обуславливает серьезные требования к регулярному повышению квалификации ведущих сотрудников, постоянному освоению ими новых знаний.

Данная ситуация способствовала росту социального запроса на образовательные программы для взрослых. Рынок образования отреагировал стремительным ростом предложения, предполагая широкую вариативность программ, существенно различающихся по наполнению, формату обучения, длительности, применяемым педагогическим технологиям.

Для Цитирования:
Полякова Оксана, Научный руководитель — Овсяник О.А., Парадокс снижения ценности знаний при расширении образовательных возможностей в эпоху цифровизации. Ученый совет. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: