По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9 DOI:10.33920/nik-02-2411-07

Проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в пространстве детско-родительских отношений

Ященко Анастасия Игоревна магистрант кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета (МосГУ) Российская Федерация, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: anastasiya.anastasiya1994@yandex.ru.
Научный руководитель: Краснянская Татьяна Максимовна профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета доктор психологических наук, профессор Российская Федерация, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: ktm8@yandex.ru

В статье представлены основные виды взаимоотношений в семье, их значение и влияние на процесс развития ребенка с учетом того, что, домашняя атмосфера играет огромную роль в становлении ребенка как личности. В семье происходит первое знакомство с необходимыми для жизни навыками, приходит понимание жизненных ценностей, соответствия определенным нормам. Ребенок в детском возрасте формируется как личность на примере и под воздействием родительского поведения. Семья со своими привычками, культурой, закладывает соответствующие этой семье ценности, обеспечивает процесс воспитания, при котором ребенок приходит к пониманию своей роли в семье и жизни.

Литература:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М. : Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.

2. Великова С.А. Социально-психолого-педагогические средства воспитания современных подростков : учеб. пособие / С. А. Великова, И. П. Черкасова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. — 104 с.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — Москва [и др.]: Питер, 2000. — 318 с.

4. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 35–39.

5. Климова Е.А. Социально-психологическое благополучие детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве // Гуманизация образования. — 2019. — № 2. — С. 123–133.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2020. — №5. — С. 54–61.

7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. — 2020. — №2. — С. 152–166.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Иохвидов В.В. Трансформация концепции личной безопасности в условиях направленного психологического давления // Знание. Понимание. Умение. — 2021. — №4. — С. 246–257.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 383 с.

10. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. — 1986. — Т. 192. — С. 110–117.

11. Сысоева Е.Ю. Адекватная родительская позиция как условие психологического благополучия ребенка // Профессиональная ориентация. — 2021. — №. 2. — С. 3–10.

12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические подходы к пониманию концепции личной безопасности // Знание. Понимание. Умение. — 2022. — №2. — С. 263– 270.

1. Bozhovich L.I. Selected psychological works. Problems of personality formation / Ed. by D.I. Feldshtein. — M.: Intern. ped. acad., 1995. — 209 p.

2. Velikova S.A. Social-psychological-pedagogical means of education of modern teenagers: textbook. manual / S.A. Velikova, I.P. Cherkasova; Vladimir. state University named after A.G. and N.G. Stoletovs. — Vladimir: Publishing house of VlSU, 2020. — 104 p.

3. Druzhinin V.N. Experimental psychology. — 2nd ed., suppl. — Moscow [and others]: Piter, 2000. — 318 p.

4. Zinovieva M.V. The relationship between parent-child relationships and deviant behavior in preschool children // Psychological Science and Education. — 2014. — No. 3. — P. 35–39.

5. Klimova E.A. Social and psychological well-being of preschool children in a multicultural space // Humanization of education. — 2019. — No. 2. — P. 123–133.

6. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Methodological approaches to the study of information and psychological security // Scientifi c works of the Moscow Humanitarian University. — 2020. — No. 5. — P. 54–61.

7. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. The principle of security in psychological studies of digitalization problems // Knowledge. Understanding. Skill. — 2020. — №2. — P. 152– 166.

8. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G., Iokhvidov V.V. Transformation of the concept of personal security in the context of targeted psychological pressure // Knowledge. Understanding. Skill. — 2021. — №4. — P. 246–257.

9. Lisina M.I. Communication, personality and psyche of a child. — Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NPO MODEK, 1997. — 383 p.

10. Sokolova E.T., Chesnova I.G. Dependence of a teenager's self-esteem on his parents' attitude towards him // Questions of Psychology. — 1986. — V. 192. — P. 110– 117.

11. Sysoeva E.Yu. Adequate parental position as a condition for the psychological well-being of the child // Professional orientation. — 2021. — No. 2. — P. 3–10.

12. Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M. Psychological approaches to understanding the concept of personal security // Knowledge. Understanding. Skill. — 2022. — No. 2. — P. 263–270.

Обращение к проблематике детско-родительских отношений обладает устойчивой актуальностью, так как от непосредственного взаимодействия ребенка с родителями как в детском возрасте, так и более позднем подростковом, напрямую зависит развитие личности в плане эмоциональном и конечно же личностном. Итогом является его психологическая безопасность в ее современном понимании [12].

Тесный контакт с ребенком происходит беспрерывно, когда родитель умело направляет действия ребенка, регулирует его отношения со сверстниками и в целом с окружающим миром, с целью эффективной организации здорового поведения своего ребенка дома и в обществе. От правильного понимания родителями процесса воспитания, от отношения к своему ребенку, от привычек и поведения родителей в семье и складывается соответствующее представление ребенка о себе, о своей роли в семье и как результат — степень удовлетворения всевозможных потребностей ребенка в семье. Особенно важно это понимание в условиях множественности и противоречивости информации, поступающей в семью в условиях общей информационной зашумленности и цифровизации, радикально изменяющих условия жизни и безопасности не только всего общества, но и семьи [6; 7].

Семейные и культурные ценности, которые передают родители ребенку на протяжении многих лет, оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь и рабочую деятельность человека, который будет по жизни делать выбор во многих сферах жизнедеятельности, опираясь на полученные качества в семье. Давно стало известно, что детские воспоминания очень сильные. Они остаются на всю жизнь и, как правило, являются основой формирования личности. Это и будет определяющим фактором жизненного пути человека, так как заложенная в детском возрасте в семье определенная модель поведения, ценности, нормы, а также культурные традиции играют большую роль в жизни личности.

Очень важным периодом в формировании личности ребенка является дошкольный возраст, когда большую часть времени дети проводят в семье с родителями. Именно в эти годы родители корректируют все требования по отношению к своему ребенку, в обязательном порядке придавая значение особенностям, которые характерны в период дошкольного возраста ребенка, а также его реальные возможности с учетом индивидуальности [1].

Для Цитирования:
Ященко Анастасия Игоревна, Научный руководитель: Краснянская Татьяна Максимовна, Проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в пространстве детско-родительских отношений. Ученый совет. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: