Национальная культура олицетворяется самыми достойными достижениями наиболее талантливых представителей нации как содружества всех народов одной страны. Творцом национальной культуры становится только свободный, творчески одаренный ее представитель, способный к реализации сознательной деятельности. Выдающиеся произведения национальной культуры всегда личностно окрашены. Они рассчитаны непосредственно на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории [6, C. 68]. К достояниям национальной культуры относятся произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, постоянно переиздающиеся миллионными тиражами. Список созидателей, внесших свой вклад в формирование национальной культуры, постоянно растет. Великие художники, писатели, режиссеры, хореографы, композиторы, прославляющие величие своей страны и ее народа, способствуют широкому распространению духовных ценностей, являются творцами национальной культуры.
Среди таких творцов — знаменитые танцевальные ансамбли «Русская душа», «Березка», «Гжель», «Ансамбль Игоря Моисеева», «Калинка», которые демонстрируют красоту и богатство общей национальной культуры через костюм и танец. Благодаря таланту выдающихся балетмейстеров, художественных руководителей этих и многих других коллективов бытовой танец, фольклор превращается в искусство.
Статус артиста хореографического ансамбля чрезвычайно высок. Народная артистка СССР, основатель и художественный руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» Н.С. Надеждина вспоминала так: «Я всегда повторяю своим девушкам, — что три условия необходимы для того, чтобы быть настоящим артистом: нужно любить свою страну, нужно любить искусство и нужно уметь увидеть глазами поэта жизнь того народа, искусство которого ты преподносишь публике» [14].
В середине прошлого века выдающийся русский балетмейстер государственного академического ансамбля «Березка» Надежда Сергеевна Надеждина создала самостоятельный жанр авторских произведений, в основу которого легли повествование, хореография и русская идея. Отметим, что новый стиль в современной хореографии того времени был необходим молодой стране, столкнувшейся с целым комплексом проблем еще в первой четверти прошлого века: кризис традиционной культуры, окончательно не сформированная хореография массового советского танца, стремление молодежи к освоению западной танцевальной вариации. Историк культуры, антрополог И. Сироткина пишет: «Серебряный век давно закончился и вместе с ним уходил в прошлое и культ пляски» [16, C. 245]. Необходимость создания новой советской идентичности ощущалась во всех сферах, в том числе, сфере художественной. Необходимо было создать что-то новое, но при этом понятное публике, отражающее уникальный, накопленный опыт молодой республики, но при этом развивающийся в современных условиях. Обращение к традиции в сценическом воплощении как рождение нового жанра — идеальное решение, к которому обратились талантливые хореографы, в их числе Н.С. Надеждина. Сегодня ансамбль «Березка» — это всемирно известный коллектив, ставший подлинным достоянием нашей страны. В его репертуаре — танцы разных народов нашей страны, но основу составляет русский танец. Основной отличительной чертой «Березки» стало совмещение классического танца с поэзией старинного хоровода. Н.С. Надеждиной удалось опоэтизировать русские образы и рассказать о них с помощью грации движений. В каждой поставленной ею танцевальной композиции раскрывается душа русского народа.