По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394 DOI:10.33920/nik-02-2411-03

Национальная танцевальная культура как основа формирования российской идентичности

Сапожникова Виктория Станиславовна кандидат культурологии, выпускница кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

В современной культуре с ее перегруженностью достижениями научно-технического прогресса, сверхдинамичной жизнью и ее сложностью одним из самых актуальных вопросов остается вопрос о формировании системы национальных ценностей, их укрепления у граждан Российской Федерации. В статье показано, как талантливые балетмейстеры, художественные руководители ведущих танцевальных ансамблей посредством танца участвуют в формировании общей национальной культуры. Языком танца мастера-хореографы, сохраняя и оберегая традицию, формируют культуру самого танца, прививают вкус, зарождают уважение к наследию своего народа. Насколько красивой становится эта практика, демонстрирующая все самое лучшее и величественное, чем богата наша страна, возможно увидеть на сценических площадках по всему миру. Изучение русского народного танца является одним из эффективных методов воспитательной работы в образовательных организациях.

Литература:

1. Александр Николаевич Филиппов. Калинка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kalinkafolk.ru/alexander-fi lippov (дата обращения 03.10.2024)

2. Ансамбль «Березка» [Электронный ресурс]. URL: https://beriozkadance.ru/ (дата обращения 30.09.2024).

3. Богданов Г.Ф. Русский народно-сценический танец: методика и практика создания6 учебное пособие / Г.Ф. Богданов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023. — 480 с.

4. Гжель. О театре. [Электронный ресурс]. URL: https://theatregzhel.ru/about (дата обращения 25.09.2024).

5. Захаров В.M. Поэтика русского танца. — М.: «Издательский дом «Святогор», 2004. — Том 2. — 552 с. — С. 5.

6. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980. — С. 68.

7. Интервью автора с Н.С. Левицкой-Филипповой 25.09.2024 г. Личный архив автора. На правах рукописи.

8. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты. Изд. 3-е. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 344 с.

9. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. — М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2009. — 216 с.

10. Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. Изд. стереотип. — М.: Ленанд, 2023. — 264 с.

11. Макарова О.Н. Национальный танец в балете: учебное пособие для вузов / О.Н. Макарова. 2-е изд., перераб. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2022. — 156 с.

12. Некрасова М.Н. Народное искусство России в современной культуре. М., 2003.

13. Российский ансамбль «Калинка» выступил в Пекине с народными танцами [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kultura/21575399 (дата обращения 30.09.2024)/

14. Российский Дом Народного Творчества. [Электронный ресурс]. URL: https:// vk.com/wall-60176064_19402 (дата обращения 30.09.2024).

15. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере республики Татарстан) // Центр и региональные идентичности в России / сб. статей под ред. В. Гельмана, Т. Хопф. Санкт-Петербург, 2003.

16. Сироткина И. Свободный танец в России: История и философия / Ирина Сироткина. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 424 с. — С. 245.

17. 10-ая Международная неделя молодежных культур и художественных обменов (Пекин) [Электронный ресурс]. URL: 向未来问好 —“欢动北京”第十届国际 青少年文化艺术交流周开幕 https://mp.weixin.qq.com/s/02pLu1Mb5FW7N6jYgSdslA (дата обращения 30.09.2024).

1. Aleksandr Nikolaevich Filippov. Kalinka. [Electronic resource]. URL: https://www. kalinkafolk.ru/alexander-fi lippov (date of access 03.10.2024)

2. Ensemble "Beryozka" [Electronic resource]. URL: https://beriozkadance.ru/ (date of access 30.09.2024).

3. Bogdanov G.F. Russian folk stage dance: methods and practice of creation6 textbook / G.F. Bogdanov. — 4th ed., Stereotype. — St. Petersburg: Lan: PLANET OF MUSIC, 2023. — 480 p.

4. Gzhel. About the theater. [Electronic resource]. URL: https://theatregzhel.ru/ about (date of access 25.09.2024).

5. Zakharov V.M. Poetics of Russian Dance. — M.: “Svyatogor” Publishing House, 2004. — Vol. 2. — 552 p. — P. 5.

6. Zlobin N.S. Culture and Social Progress. — M., 1980. — P. 68.

7. Author’s interview with N.S. Levitskaya-Filippova, September 25, 2024. Personal archive of the author. Manuscript rights.

8. Kostin V.I., Kostina A.V. National Security of Modern Russia: Economic and Sociocultural Aspects. 3rd ed. — M.: LENAND, 2016. — 344 p.

9. Kostina A.V. National Culture — Ethnic Culture — Mass Culture: “Balance of Interests” in Modern Society. — M.: Knizhny Dom "LIBRIKOM", 2009. — 216 p.

10. Kostina A.V., Gudima T.M. Cultural Policy of Contemporary Russia: The Correlation of Ethnic and National. Stereotype Publ. — M.: Lenand, 2023. — 264 p.

11. Makarova O.N. National Dance in Ballet: A Textbook for Universities / O.N. Makarova. 2nd ed., revised. St. Petersburg: Lan: Planet of Music, 2022. — 156 p.

12. Nekrasova M.N. Folk Art of Russia in Contemporary Culture. M., 2003.

13. Russian Ensemble "Kalinka" Performed Folk Dances in Beijing [Electronic Resource]. URL: https://tass.ru/kultura/21575399 (accessed on September 30, 2024)/

14. Russian House of Folk Art. [Electronic resource]. URL: https://vk.com/wall60176064_19402 (accessed on September 30, 2024).

15. Sagitova L.V. Regional identity: social determinants and constructivist activity of the media (on the example of the Republic of Tatarstan) // Center and regional identities in Russia / collection of articles edited by V. Gelman, T. Hopf. St. Petersburg, 2003.

16. Sirotkina I. Free dance in Russia: History and philosophy / Irina Sirotkina. — M.: New literary review, 2021. — 424 p. — P. 245. 17. 10th International Week of Youth Cultures and Artistic Exchanges (Beijing) [Electronic resource]. URL: 向未来问好 — “欢动北京”第十届国际青少年文化艺术交流周开幕 https://mp.weixin.qq.com/ s/02pLu1Mb5FW7N6jYgSdslA (date and appeals 09/30/2024).

Национальная культура олицетворяется самыми достойными достижениями наиболее талантливых представителей нации как содружества всех народов одной страны. Творцом национальной культуры становится только свободный, творчески одаренный ее представитель, способный к реализации сознательной деятельности. Выдающиеся произведения национальной культуры всегда личностно окрашены. Они рассчитаны непосредственно на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории [6, C. 68]. К достояниям национальной культуры относятся произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, постоянно переиздающиеся миллионными тиражами. Список созидателей, внесших свой вклад в формирование национальной культуры, постоянно растет. Великие художники, писатели, режиссеры, хореографы, композиторы, прославляющие величие своей страны и ее народа, способствуют широкому распространению духовных ценностей, являются творцами национальной культуры.

Среди таких творцов — знаменитые танцевальные ансамбли «Русская душа», «Березка», «Гжель», «Ансамбль Игоря Моисеева», «Калинка», которые демонстрируют красоту и богатство общей национальной культуры через костюм и танец. Благодаря таланту выдающихся балетмейстеров, художественных руководителей этих и многих других коллективов бытовой танец, фольклор превращается в искусство.

Статус артиста хореографического ансамбля чрезвычайно высок. Народная артистка СССР, основатель и художественный руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» Н.С. Надеждина вспоминала так: «Я всегда повторяю своим девушкам, — что три условия необходимы для того, чтобы быть настоящим артистом: нужно любить свою страну, нужно любить искусство и нужно уметь увидеть глазами поэта жизнь того народа, искусство которого ты преподносишь публике» [14].

В середине прошлого века выдающийся русский балетмейстер государственного академического ансамбля «Березка» Надежда Сергеевна Надеждина создала самостоятельный жанр авторских произведений, в основу которого легли повествование, хореография и русская идея. Отметим, что новый стиль в современной хореографии того времени был необходим молодой стране, столкнувшейся с целым комплексом проблем еще в первой четверти прошлого века: кризис традиционной культуры, окончательно не сформированная хореография массового советского танца, стремление молодежи к освоению западной танцевальной вариации. Историк культуры, антрополог И. Сироткина пишет: «Серебряный век давно закончился и вместе с ним уходил в прошлое и культ пляски» [16, C. 245]. Необходимость создания новой советской идентичности ощущалась во всех сферах, в том числе, сфере художественной. Необходимо было создать что-то новое, но при этом понятное публике, отражающее уникальный, накопленный опыт молодой республики, но при этом развивающийся в современных условиях. Обращение к традиции в сценическом воплощении как рождение нового жанра — идеальное решение, к которому обратились талантливые хореографы, в их числе Н.С. Надеждина. Сегодня ансамбль «Березка» — это всемирно известный коллектив, ставший подлинным достоянием нашей страны. В его репертуаре — танцы разных народов нашей страны, но основу составляет русский танец. Основной отличительной чертой «Березки» стало совмещение классического танца с поэзией старинного хоровода. Н.С. Надеждиной удалось опоэтизировать русские образы и рассказать о них с помощью грации движений. В каждой поставленной ею танцевальной композиции раскрывается душа русского народа.

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Национальная танцевальная культура как основа формирования российской идентичности. Ученый совет. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: