Статья посвящена российской системе государственных пособий семьям с детьми как составляющей общей системы их социального обеспечения. Раскрываются основные виды государственных пособий, установленных федеральным и региональным законодательством на примере отдельных субъектов Российской Федерации. На основе проведенного анализа отмечается приоритетность данного направления государственной социальной политики, определяющая ключевые векторы ее дальнейшего совершенствования.
В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5%. Технологии социальной реабилитации таких детей предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение мамами и папами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.
Семьи военнослужащих граждан выступают как одна из уязвимых систем, обусловлено это рядом факторов, которые подразумевает под собой гарнизонная жизнь. Но в последнее время огромный отпечаток на функционирование таких семей откладывает специальная военная операция, которая перевернула жизнь большинства семей. В статье предлагается авторская точка зрения на понимание решения проблем, с которыми сталкиваются семьи, и риска их минимизации, так как на сегодняшний день мало внимания уделено проблеме оказания помощи семьям военнослужащих и мобилизованных граждан в условиях локального военного конфликта.
В статье исследуются вопросы, связанные с предоставлением социальных услуг пожилым людям в их домашней среде. Автор статьи исследует практику и оценивает эффективность и влияние такой практики на жизнь пожилых граждан. В статье рассматриваются основные виды услуг, предоставляемых на дому, включая медицинскую помощь, уход за чистотой и личной гигиеной, а также социальное сопровождение и поддержку. Подчеркивается значимость практики социального обслуживания на дому для пожилых людей. Было выяснено, что такая практика позволяет пожилым гражданам сохранить независимость, достоинство и качество жизни, а также предотвращает социальную изоляцию.
Статья подготовлена по материалам аналитического бюллетеня Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Определен ряд ключевых внешних и внутренних факторов, которые оказывали влияние на социально-трудовую сферу в Российской Федерации на протяжении 2023 г. Автор приходит к выводу, что социально-трудовая обстановка в ушедшем году сохранялась стабильной с низким конфликтным потенциалом, без рисков ухудшения ситуации в среднесрочной перспективе. Отраслевые различия причин социально-трудовых конфликтов показывают, что в наиболее конфликтных отраслях источниками возникновения противостояний становятся противоречия в трудовых отношениях (низкий уровень заработных плат, нарушения условий труда, невыплата премиальных).
В данной статье раскрывается актуальность исследования развития как парадигмы социальной психологии, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, предмета, структуры и обеспечении становления современной социальной психологии. С их преодолением связаны перспективы данной отрасли. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории социальной психологи. В то же время теория развития является составной частью общей теории. Они дополняют друг друга. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для ее полного оформления. Без этого невозможно вести речь об эффективном становлении современной социальной психологии. В настоящее время существует настоятельная потребность развития личности, групп, семьи, организации, всех сфер общества.
Максимально раннее начало комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, играет важную роль в оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка. Такой подход способствует совершенствованию защиты прав ребенка и прав инвалидов, а также качественному утверждению их положения в обществе. Авторы обобщают различные мнения ученых, методы раннего вмешательства в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В статье раскрываются социальные аспекты организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и инвалидов, характерные для российской общеобразовательной практики. Представлен обзор педагогических, методических, технологических, коррекционно-развивающих и других подходов к обеспечению условий для социализации и социальной интеграции таких обучающихся в общеобразовательных организациях и инклюзивных школах, где предусмотрена вариативность выбора форм коррекционно-развивающей, психолого-педагогической и тьюторской поддержки и сопровождения как самих учащихся, так и их семей.
В данной статье раскрывается актуальность исследования различных этнических групп, связанная с необходимостью создания полноценной теории на основе системного подхода, позволяющего сформулировать их адекватное определение, классификацию и в конечном счете структуру и содержание основной части социально-психологической этнологии как отрасли социальной психологии. В ней также дана характеристика как положительных, так и отрицательных, в том числе экстремистских и криминальных, этнических групп, а также социально-психологические технологии, используемые в работе с ними. В статье рассматривается социально-психологический подход к работе с этническими группами с учетом их принадлежности к тому или иному виду.