По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376-056.2 DOI:10.33920/pol-01-2404-07

Обобщение опыта раннего вмешательства в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Бочарова Мария Сергеевна магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: jizn-v-lesu@yandex.ru

Максимально раннее начало комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, играет важную роль в оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка. Такой подход способствует совершенствованию защиты прав ребенка и прав инвалидов, а также качественному утверждению их положения в обществе. Авторы обобщают различные мнения ученых, методы раннего вмешательства в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Выродова И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии. М.: Карапуз, 2012; 144 с.

2. Николаева Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. Дефектология. 2004; 2: 21–26.

3. Султангараева Е.Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития: тезисы VI Международной научно-практической конференции. 2016: 162–164.

4. Теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям / под ред. С.П. Бережной. Кемерово: Практика, 2018; 89 с.

5. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Инфра-М, 2021; 281 с.

1. Vyrodova I.A. Muzyka v sisteme rannei pomoshchi: novye pedagogicheskie tekhnologii [Music in the early intervention system: new pedagogical technologies]. – M.: Karapuz, 2012. – 144 p. (In Russ.)

2. Nikolaeva T.V. Kompleksnoe pedagogicheskoe obsledovanie rebenka rannego vozrasta s narushennym slukhom [Comprehensive pedagogical examination of a young child with impaired hearing] // Defektologiia [Defectology]. 2004. No. 2. P. 21-26. (In Russ.)

3. Sultangaraeva E.R. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v usloviiakh doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniia [Psychological and pedagogical support for children with special needs in a preschool educational institution] // Molodezh v nauke i obrazovanii: problemy i perspektivy razvitiia [Youth in Science and Education: Problems and Development Prospects]. Abstracts of the VI International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 162-164. (In Russ.)

4. Teoriia i praktika sluzhby rannei pomoshchi detiam s ogranichennymi vozmozhnostiami ot 0 do 3 let i ikh roditeliam [Theory and practice of early assistance services for children with disabilities from 0 to 3 years old and their parents] / ed. S.P. Berezhnaia. – Kemerovo: Practice, 2018. – 89 p. (In Russ.)

5. Tkacheva V.V. Tekhnologii psikhologicheskoi pomoshchi semiam detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Technologies of psychological assistance to families of children with special needs]. M.: Infra-M, 2021. – 281 p. (In Russ.)

Современное общество сталкивается с ростом числа детей с особенностями здоровья, которые нуждаются в особом внимании и поддержке. Согласно последним статистическим данным, собранным в 2023 г., в России проживает около миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Воспитание таких детей представляет собой сложную педагогическую и психологическую задачу, требующую специальных знаний и навыков.

Ранний возраст ‒ это критический период в развитии ребенка, когда формируются основные навыки и способности, которые заложат фундамент для дальнейшего развития. Поэтому особое внимание требуют дети с ОВЗ, у которых развитие может протекать с нарушениями и задержками.

Наиболее эффективной средой реабилитации детей с ограниченными возможностями является семья. Дети с особенными потребностями испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, потому что их судьба зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает в себя множество аспектов, начиная от медицинской помощи и реабилитации, до социальной интеграции. Раннее вмешательство предполагает осуществление комплексной работы семьи и ребенка с ОВЗ уже с самого раннего возраста. Стремление к развитию и поддержке детей с особыми образовательными потребностями требует тесного сотрудничества специалистов и родителей. Только совместными усилиями можно обеспечить детям с ОВЗ максимальные возможности для полноценной жизни и благополучного развития [5, с. 7].

Исследование Ткачевой В.В. указывает на высокую значимость нескольких теоретических положений и концептуальных идей в контексте предоставления раннего вмешательства в психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья:

• во-первых, социализация детей с ОВЗ есть результат сложного процесса психолого-педагогического развития ребенка с нарушениями здоровья (Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.);

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Бочарова Мария Сергеевна, Обобщение опыта раннего вмешательства в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: