Современное общество сталкивается с ростом числа детей с особенностями здоровья, которые нуждаются в особом внимании и поддержке. Согласно последним статистическим данным, собранным в 2023 г., в России проживает около миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Воспитание таких детей представляет собой сложную педагогическую и психологическую задачу, требующую специальных знаний и навыков.
Ранний возраст ‒ это критический период в развитии ребенка, когда формируются основные навыки и способности, которые заложат фундамент для дальнейшего развития. Поэтому особое внимание требуют дети с ОВЗ, у которых развитие может протекать с нарушениями и задержками.
Наиболее эффективной средой реабилитации детей с ограниченными возможностями является семья. Дети с особенными потребностями испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, потому что их судьба зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает в себя множество аспектов, начиная от медицинской помощи и реабилитации, до социальной интеграции. Раннее вмешательство предполагает осуществление комплексной работы семьи и ребенка с ОВЗ уже с самого раннего возраста. Стремление к развитию и поддержке детей с особыми образовательными потребностями требует тесного сотрудничества специалистов и родителей. Только совместными усилиями можно обеспечить детям с ОВЗ максимальные возможности для полноценной жизни и благополучного развития [5, с. 7].
Исследование Ткачевой В.В. указывает на высокую значимость нескольких теоретических положений и концептуальных идей в контексте предоставления раннего вмешательства в психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья:
• во-первых, социализация детей с ОВЗ есть результат сложного процесса психолого-педагогического развития ребенка с нарушениями здоровья (Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.);