По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.4 DOI:10.33920/pol-01-2404-02

Социальная поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х
Макаренко Евгения Анатольевна студент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: evgeniya.makarenko.01@mail.ru, ORCID 0009-0000-8151-7076

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5%. Технологии социальной реабилитации таких детей предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение мамами и папами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2016; 521 с.

2. Аккерман Н. Диагноз невротического семейного взаимодействия: хрестоматия. СПб.: Питер, 2017; 311 с.

3. Алексюк Ю.Б. Особенности использования метода биоакустической коррекции (бак) в рамках психопрофилактической, психокоррекционной работы с детьми. Социальная работа: теории, методы, практика. Материалы интернет-конференций и семинаров. 2016; 3, 5: 4–6.

4. Арутюнян А.М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016; 3: 13–17.

5. Баландина Л.Л. Социально-психологические аспекты родительства в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019; 2: 37–45.

6. Барсукова О.В., Гавриш Е.Н., Пикина Е.В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы дошкольной педагогики. 2017; 1 (7): 12–14.

7. Бережная О.В., Гузева М.В. Формирование готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 63–1: 57.

8. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжелобольных детей. Социально-педагогическая работа. 2019; 6: 31.

9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н/Д.: Феникс, 2018; 361 с.

10. Гембаренко В. Семья и ребенок с ограниченными возможностями. Социальное обеспечение. 2018; 3: 43.

11. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Л. Г. Гусляковой. М.: Социальное здоровье России, 2017; 210 с.

1. Akatov L.I. Sotsialnaia reabilitatsiia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Social rehabilitation of children with disabilities]. – M.: Vlados, 2016. – 521 p. (In Russ.)

2. Akkerman N. Diagnoz nevroticheskogo semeinogo vzaimodeistviia [Diagnosis of neurotic family interaction] / Reader. St. Petersburg: Piter, 2017. – 311 p. (In Russ.)

3. Aleksiuk Iu.B. Osobennosti ispolzovaniia metoda bioakusticheskoi korrektsii (bak) v ramkakh psikhoprofilakticheskoi, psikhokorrektsionnoi raboty s detmi [Features of using the bioacoustic correction method (tank) within the framework of psycho-prophylactic and psycho-correctional work with children] // Sotsialnaia rabota: teorii, metody, praktika [Social Work: Theories, Methods, and Practice]. Materials of Internet conferences and seminars. 2016. Vol. 3. No. 5. P. 4-6. (In Russ.)

4. Arutiunian A.M. Problemy semii, vospityvaiushchei rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Problems of a family raising a child with special needs] // Sankt-Peterburgskii obrazovatelnyi vestnik [St. Petersburg Educational Bulletin]. 2016. No. 3. P. 13-17. (In Russ.)

5. Balandina L.L. Sotsialno-psikhologicheskie aspekty roditelstva v semiakh, vospityvaiushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Social and psychological aspects of parenting in families raising children with special needs] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University]. Series No. 1. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. No. 2. P. 37-45. (In Russ.)

6. Barsukova O.V., Gavrish E.N., Pikina E.V. Obespechenie psikhologo-pedagogicheskoi podderzhki semii i povyshenie kompetentnosti roditelei v voprosakh razvitiia i obrazovaniia rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Providing psychological and pedagogical support for the family and increasing the competence of parents in matters of development and education of a child with special needs] // Voprosy doshkolnoi pedagogiki [Issues of Preschool Pedagogy]. 2017. No. 1 (7). P. 12-14. (In Russ.)

7. Berezhnaia O.V., Guzeva M.V. Formirovanie gotovnosti roditelei k aktivnomu uchastiiu v reshenii problem obrazovaniia i vospitaniia detei s OVZ [Formation of parents’ readiness for active participation in solving problems of education and upbringing of children with special needs] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2019. No. 63-1. P. 57. (In Russ.)

8. Borovaia L.P. Sotsialno-psikhologicheskaia pomoshch semiam, imeiushchikh tiazhelo bolnykh detei [Social and psychological assistance to families with seriously ill children] // Sotsialno-pedagogicheskaia rabota [Social and Pedagogical Work]. 2019. No. 6. P. 31. (In Russ.)

9. Galperin P.Ia. Vvedenie v psikhologiiu [Introduction to Psychology]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2018. – 361 p. (In Russ.)

10. Gembarenko V. Semia i rebenok s ogranichennymi vozmozhnostiami [Family and children with special needs] // Sotsialnoe obespechenie [Social Security]. 2018. No. 3. P. 43. (In Russ.)

11. Posobie po tekhnologii raboty s detmi s ogranichennymi vozmozhnostiami [A manual on technology for working with children with special needs] / ed. L.G. Gusliakova. – M.: Social health of Russia, 2017. – 210 p. (In Russ.)

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время большой процент детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, у которых различные физические и психологические проблемы. Причем эти проблемы свойственны не только детям, но и их родителям.

Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В. М. Астапова, О. И. Лебединского, Б. Ю. Шапиро, Л. К. Грачева, Н. Ф. Дементьевой, Э. Ф. Устинова, Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих, О. В. Павленко, Д. А. Туболева, Л. П. Храплина и др.

Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов осуществления социальной защиты семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях учреждения социальной помощи.

В общем аспекте семья как социальный институт и важнейший элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является основным опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. В настоящее время в условиях современной реальности семья, ее основные социальные характеристики и вопросы представляются объектом пристального внимания и исследований целого ряда научных дисциплин — психотерапии, психиатрии, социологии.

Семья ребенка с ОВЗ — это естественная среда воспитания ребенка, но с особой атмосферой, функциями, отношениями между ее членами. Именно в ней удовлетворяются различные потребности ребенка, контролируется его развитие и реабилитация, происходит первичная социализация, формирование жизненных ценностей. Такие семьи сталкиваются с собственными трудностями, связанными с переживанием тяжелых жизненных обстоятельств.

К детям с ОВЗ принято относить как детей-инвалидов, официально имеющих диагноз, так и не признанных инвалидами детей, но имеющих ограничения здоровья [6]. Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой специфическую социальную категорию, имеющую особый статус в обществе [6, с. 12–14]. Жизнь такой семья обусловлена не только личностными особенностями членов ее состава, но и довольно значимой зависимостью от возникающих проблем ребенка и необходимостью постоянного ухода за ним. Подобные явления особенно сказываются на состоянии и качестве ресурсов семьи: эмоциональных, морально-психологических, финансовых, временных и пр. Формирующийся в этих условиях психологический климат в семье во многом отражает дальнейшую судьбу ребенка.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Макаренко Евгения Анатольевна, Социальная поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: