Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время большой процент детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, у которых различные физические и психологические проблемы. Причем эти проблемы свойственны не только детям, но и их родителям.
Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В. М. Астапова, О. И. Лебединского, Б. Ю. Шапиро, Л. К. Грачева, Н. Ф. Дементьевой, Э. Ф. Устинова, Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих, О. В. Павленко, Д. А. Туболева, Л. П. Храплина и др.
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов осуществления социальной защиты семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях учреждения социальной помощи.
В общем аспекте семья как социальный институт и важнейший элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является основным опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. В настоящее время в условиях современной реальности семья, ее основные социальные характеристики и вопросы представляются объектом пристального внимания и исследований целого ряда научных дисциплин — психотерапии, психиатрии, социологии.
Семья ребенка с ОВЗ — это естественная среда воспитания ребенка, но с особой атмосферой, функциями, отношениями между ее членами. Именно в ней удовлетворяются различные потребности ребенка, контролируется его развитие и реабилитация, происходит первичная социализация, формирование жизненных ценностей. Такие семьи сталкиваются с собственными трудностями, связанными с переживанием тяжелых жизненных обстоятельств.
К детям с ОВЗ принято относить как детей-инвалидов, официально имеющих диагноз, так и не признанных инвалидами детей, но имеющих ограничения здоровья [6]. Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой специфическую социальную категорию, имеющую особый статус в обществе [6, с. 12–14]. Жизнь такой семья обусловлена не только личностными особенностями членов ее состава, но и довольно значимой зависимостью от возникающих проблем ребенка и необходимостью постоянного ухода за ним. Подобные явления особенно сказываются на состоянии и качестве ресурсов семьи: эмоциональных, морально-психологических, финансовых, временных и пр. Формирующийся в этих условиях психологический климат в семье во многом отражает дальнейшую судьбу ребенка.