В настоящее время в России обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью уделяется большое внимание. Сравнительно недавно в российском научном знании к термину «лица (дети) с ограниченными возможностями здоровья» добавился термин, расширяющий спектр направлений деятельности образовательных организаций в плане формирования благоприятных условий для обучения, социализации таких обучающихся, а также организации коррекционно-развивающей работы, ставший не менее значимым и важным в образовательной практике на разных ступенях — «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» (ООП). Как отмечают специалисты в области коррекционной педагогики Хитрюк В. В. и Малофеев Н. Н., применение в социальном, профессиональном и научном контекстах термина «дети с особыми образовательными потребностями» ориентирует специалистов на более эффективные направления работы.
Так, например, его использование в профессиональном контексте определяет востребованность выявления и удовлетворения этих самых потребностей у всех категорий детей с ОВЗ разных возрастов. В научном понимании термин «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» обеспечивает взаимопроницаемость научных идей специалистов разных отраслей научного знания, касающихся вопросов организации работы с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в своих границах, потому что такие потребности могут быть обусловлены не только ограничениями здоровья, но и социокультурными факторами. Этот «термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, однако его введение нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина ″дети с особыми нуждами″ (Children with Special Needs)» [19].
«Осваивая новый термин, — как отмечают ученые, — российская научная школа определила его содержание, основываясь на традиционном понимании ребенка с ограниченными возможностями здоровья как ребенка, нуждающегося в особых условиях и ″обходных путях″ развития, обучения и воспитания. Это предполагает, что понимание структуры и механизмов нарушения развития ″переводится″ на язык коррекционной педагогики и описывается как система условий обучения, необходимых для дальнейшего благополучного развития и образования ребенка с учетом того, что в российской научной школе выделяет три группы особых образовательных потребностей детей с ОВЗ: общие для всех детей с ОВЗ, специфичные для каждой категории детей с ОВЗ, индивидуальные, обусловленные уникальной историей жизни, развития, воспитания и обучения конкретного ребенка» [там же]. К общим для всех детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями дефектологи относят: «время начала обучения (потребность в максимально раннем, с первых месяцев жизни, выявлении, предупреждении и коррекции нарушений развития), задачи обучения (потребность в постановке развивающих и коррекционных задач обучения), содержание обучения (потребность во введении в программы обучения специальных разделов, не присутствующих в содержании образования детей с нормативным развитием), методы и средства обучения (потребность в "обходных путях" и специальных методах решения традиционных задач развития, обучения и воспитания на каждом возрастном этапе), организация обучения (потребность в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды), социальная и образовательная интеграция (потребность в организации взаимодействия со сверстниками без ограничений здоровья с учетом возможностей и ограничений ребенка), жизненная компетенция (потребность в целенаправленном формировании жизненной компетенции ребенка), образовательный маршрут (потребность в подборе образовательного маршрута, соответствующего возможностям и ограничениям ребенка), оценка достижений в образовании (потребность в использовании специальных методов оценки достижений ребенка в обучении, особой организации измерительных процедур с учетом его возможностей и ограничений), границы образовательного пространства (потребность в максимальном расширении образовательного пространства, выходе за пределы образовательного учреждения), продолжительность образования (потребность в непрерывном образовании на протяжении всей жизни с учетом меняющихся и усложняющихся социальных и образовательных задач), взаимодействие с семьей (потребность во включении семьи в процесс образования и ее особая подготовка силами специалистов), взаимодействие специалистов (потребность в интеграции усилий специалистов разного профиля при решении задач развития и обучения ребенка: медиков, специальных психологов и педагогов, социальных работников и др.)» [19].