По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376–056.2 DOI:10.33920/pol-01-2404-08

Социальные аспекты организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и инвалидностью в России

Белякова Наталья Васильевна канд. пед. наук, доцент, заместитель начальника учебно-методического управления, начальник отдела лицензирования и аккредитации, доцент кафедры «Педагогика», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, Е-mail: nbelyakova@vlsu.ru, +7 (4922) 47-75-76, ORCID: 0000-0001-6166-5880

В статье раскрываются социальные аспекты организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и инвалидов, характерные для российской общеобразовательной практики. Представлен обзор педагогических, методических, технологических, коррекционно-развивающих и других подходов к обеспечению условий для социализации и социальной интеграции таких обучающихся в общеобразовательных организациях и инклюзивных школах, где предусмотрена вариативность выбора форм коррекционно-развивающей, психолого-педагогической и тьюторской поддержки и сопровождения как самих учащихся, так и их семей.

Литература:

1. Бугаев А.В. Приветствие // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 9–10 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf

2. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. М.: Прометей, 2005: 3.

3. Казакова Л.А. Формирование и развитие навыков социальной коммуникации подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде: функциональные и содержательные аспекты // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 224 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf

4. Кандаурова И.Н. Пути разрешения проблем приобретения социальных навыков выпускниками ПОО, имеющими инвалидность // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 287 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/ Sbornik_2023.pdf

5. Карасева О.В. Особенности создания условий для социальной адаптации студентов СПО с интеллектуальными нарушениями // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 291 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/ Sbornik_2023.pdf

6. Круглова Е.Е. Анализ методологических подходов в организации социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. RATIO ET NATURA. 2021; 1 (3): 178.

7. Круглова Е.Е. Анализ проблем социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022; 22, 2: 208–212.

8. Круглова Е.Е. Стратегия социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе школы // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023:247 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/ Sbornik_2023.pdf

9. Круглова Е.Е. Технологии социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Детство, открытое миру: сб. матер. XII Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. Омск: ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2022: 102–104.

10. Николаева И.А. Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья как условие социализации детей: образ ребенка и стиль детско-родительских отношений // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 253 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf

11. Самсонова Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования: материалы III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015: 84–96.

12. Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» рег. № 1621, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2023 № 136н [Электронный документ]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2617

13. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» рег. № 571, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н, зарегистрирован в Минюсте России № 72520 от 03.03.2023 [Электронный документ]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.005.pdf

14. Самсонова Е.В., Карпенкова И.В. Личностно- и деятельностно-ориентированные подходы к тьюторской поддержке в инклюзивном образовании // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 35 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/ uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf

15. Смирнова И.А. Развитие речи и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия в образовании. 2018; 2 (10): 128–138.

16. Спиваковская А.С. Как быть родителями? М.: Педагогика, 2006: 56.

17. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / под науч. ред. И.Ю. Левченко. М.: Изд-во «Книголюб», 2008; 144 с.

18. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ [Электронное издание]. URL: https://ppms.edu-penza.ru/elektronnaya-biblioteka/stati/formirovanie-tolerantnogo-otnosheniya-kdetyam-s-ovz.php (дата обращения: 18.07.2023).

19. Хитрюк В.В., Малофеев Н.Н. Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021. Альманах Института коррекционной педагогики. 2022; 47 [Электронное издание]. URL: https:// alldef.ru/ru/articles/almanac-47/the-evolution-of-the-terminology-of-special-psychology-and-pedagogy-an-international-dictionary-2021 (дата обращения: 15.01.2024).

20. Шевелева Д.Е. Социальная среда в инклюзивной школе: формирование необходимых социально-психологических навыков у здоровых детей и детей с ОВЗ // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023: 172 [Электронное издание]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/ wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf

21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Омега, 2003; 478 с.

1. Bugaev A.V. Privetstvie [Greetings] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 9-10. – [Electronic edition] – Available at: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023. pdf. (In Russ.)

2. Bunch G. Vkliuchaiushchee obrazovanie. Kak dobitsia uspekha? Osnovnye strategicheskie podkhody k rabote v integrativnom klasse [Inclusive education. How to succeed? Basic strategic approaches to working in an integrative class] / trans. from English by N. Groznaya and M. Shikhireva. M.: Prometei, 2005. 88 p. P. 3. (In Russ.)

3. Kazakova L.A. Formirovanie i razvitie navykov sotsialnoi kommunikatsii podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v inkliuzivnoi obrazovatelnoi srede: funktsionalnye i soderzhatelnye aspekty [Formation and development of social communication skills of adolescents with disabilities in an inclusive educational environment: functional and content aspects] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 224. – [Electronic edition] – Available at: https:// www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

4. Kandaurova I.N. Puti razresheniia problem priobreteniia sotsialnykh navykov vypusknikami POO, imeiushchimi invalidnost [Ways to resolve the problems of acquiring social skills by vocational educational organizations’ graduates with disabilities] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 287. – [Electronic edition] – Available at: https:// www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

5. Karaseva O.V. Osobennosti sozdaniia uslovii dlia sotsialnoi adaptatsii studentov SPO s intellektualnymi narusheniiami [Features of creating conditions for social adaptation of secondary vocational students with intellectual disabilities] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 291. – [Electronic edition] – Available at: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

6. Kruglova E.E. Analiz metodologicheskikh podkhodov v organizatsii sotsialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniia semei rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Analysis of methodological approaches in organizing social and pedagogical support for families of children with disabilities] // RATIO ET NATURA. 2021. No. 1 (3). P. 178. (In Russ.)

7. Kruglova E.E. Analiz problem sotsialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniia semei rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Analysis of problems of social and pedagogical support for families of children with disabilities] // Izvestiia Saratovskogo universiteta [News of the Saratov University]. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2022. Vol. 22. No. 2. P. 208–212. P. 208. (In Russ.)

8. Kruglova E.E. Strategiia sotsialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniia semii rebenka s OVZ v obrazovatelnom protsesse shkoly [Strategy for social and pedagogical support of the family of a child with disabilities in the educational process of school] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 247. – [Electronic edition] – Available at: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

9. Kruglova E.E. Tekhnologii sotsialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniia semei, vospityvaiushchikh detei s OVZ [Technologies of social and pedagogical support for families raising children with special needs] // Detstvo, otkrytoe miru [Childhood Open to the World]: collection of materials of the XII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Omsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk State Pedagogical University", 2022. P. 102–104. P. 102. (In Russ.)

10. Nikolaeva I.A. Vzaimodeistvie s roditeliami detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia kak uslovie sotsializatsii detei: obraz rebenka i stil detsko-roditelskikh otnoshenii [Interaction with parents of children with disabilities as a condition for the socialization of children: the image of the child and the style of child-parent relations] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 253 – [Electronic edition] – Available at: https://www.inclusive-edu.ru/ wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

11. Osnovnye pedagogicheskie tekhnologii inkliuzivnogo obrazovaniia [Basic pedagogical technologies of inclusive education] / E.V. Samsonova // Materials of the III International Scientific and Practical Conference “Inclusive Education: Results, Experience and Prospects” / ed. S.V. Alekhina. M.: MSPPU, 2015. P. 84-96. (In Russ.)

12. Professional standard “Teacher-defectologist” reg. No. 1621, approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 136n dated March 13, 2023 – [Electronic document] – Available at: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/orders/2617. (In Russ.)

13. Professional standard “Specialist in the field of education” reg. No. 571, approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 53n dated January 30, 2023, registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation under No. 72520 dated March 3, 2023 [Electronic document] – Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.005. pdf. (In Russ.)

14. Samsonova E.V., Karpenkova I.V. Lichnostno- i deiatelnostno-orientirovannye podkhody k tiutorskoi podderzhke v inkliuzivnom obrazovanii [Personality and activity-oriented approaches to tutor support in inclusive education] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 35. – [Electronic edition] – Available at: https://www.inclusiveedu.ru/wp-content/uploads/2023/11/Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

15. Smirnova I.A. Razvitie rechi i sotsializatsiia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Speech development and socialization of children with disabilities] // Inkliuziia v obrazovanii [Inclusion in Education]. 2018. No. 2 (10). Vol. 3. P. 128-138. (In Russ.)

16. Spivakovskaia A.S. Kak byt roditeliami? [How to be parents?] M.: Pedagogika, 2006. 297 p. P. 56. (In Russ.)

17. Tkacheva V.V. Semia rebenka s otkloneniiami v razvitii: Diagnostika i konsultirovanie [Family of a child with developmental disabilities: Diagnostics and counseling] / Scientific. ed. I.Iu. Levchenko. M.: Publishing house "Knigoliub", 2008. 144 p. P. 8. (In Russ.)

18. Formirovanie tolerantnogo otnosheniia k detiam s OVZ [Formation of a tolerant attitude towards children with special needs]. – [Electronic edition] - Available at: https://ppms.edu-penza.ru/elektronnaya-biblioteka/stati/formirovanie-tolerantnogo-otnosheniya-kdetyam-s-ovz.php (accessed: 07/18/2023). (In Russ.)

19. Khitriuk V.V., Malofeev N.N. Evoliutsiia terminologii spetsialnoi psikhologii i korrektsionnoi pedagogiki: mezhdunarodnyi slovar 2021 [Evolution of the terminology of special psychology and correctional pedagogy: international dictionary 2021] // Almanakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki [Almanac of the Institute of Special Pedagogy]. Almanac No. 47. 2022. – [Electronic edition] Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/the-evolution-of-the-terminology-of-special-psychology-and-pedagogy-an-international-dictionary-2021 (accessed: 01/15/2024). (In Russ.)

20. Sheveleva D.E. Sotsialnaia sreda v inkliuzivnoi shkole: formirovanie neobkhodimykh sotsialno-psikhologicheskikh navykov u zdorovykh detei i detei s OVZ [Social environment in an inclusive school: formation of necessary socio-psychological skills in healthy children and children with special needs] // Aktualnye voprosy obespecheniia uslovii inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Current Issues of Ensuring Conditions for Inclusive Education in the Russian Federation]: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 25–27, 2023) / ch. ed.: E.V. Samsonova, Iu.A. Bystrova. – M.: MSPPU, 2023. – 320 p. P. 172 – [Electronic edition] – Available at: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/11/ Sbornik_2023.pdf. (In Russ.)

21. Eidemiller E.G., Dobriakov I.V., Nikolskaia I.N. Semeinyi diagnoz i semeinaia psikhoterapiia [Family diagnosis and family psychotherapy]. SPb.: Omega, 2003. 478 p. (In Russ.)

В настоящее время в России обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью уделяется большое внимание. Сравнительно недавно в российском научном знании к термину «лица (дети) с ограниченными возможностями здоровья» добавился термин, расширяющий спектр направлений деятельности образовательных организаций в плане формирования благоприятных условий для обучения, социализации таких обучающихся, а также организации коррекционно-развивающей работы, ставший не менее значимым и важным в образовательной практике на разных ступенях — «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» (ООП). Как отмечают специалисты в области коррекционной педагогики Хитрюк В. В. и Малофеев Н. Н., применение в социальном, профессиональном и научном контекстах термина «дети с особыми образовательными потребностями» ориентирует специалистов на более эффективные направления работы.

Так, например, его использование в профессиональном контексте определяет востребованность выявления и удовлетворения этих самых потребностей у всех категорий детей с ОВЗ разных возрастов. В научном понимании термин «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» обеспечивает взаимопроницаемость научных идей специалистов разных отраслей научного знания, касающихся вопросов организации работы с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в своих границах, потому что такие потребности могут быть обусловлены не только ограничениями здоровья, но и социокультурными факторами. Этот «термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, однако его введение нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина ″дети с особыми нуждами″ (Children with Special Needs)» [19].

«Осваивая новый термин, — как отмечают ученые, — российская научная школа определила его содержание, основываясь на традиционном понимании ребенка с ограниченными возможностями здоровья как ребенка, нуждающегося в особых условиях и ″обходных путях″ развития, обучения и воспитания. Это предполагает, что понимание структуры и механизмов нарушения развития ″переводится″ на язык коррекционной педагогики и описывается как система условий обучения, необходимых для дальнейшего благополучного развития и образования ребенка с учетом того, что в российской научной школе выделяет три группы особых образовательных потребностей детей с ОВЗ: общие для всех детей с ОВЗ, специфичные для каждой категории детей с ОВЗ, индивидуальные, обусловленные уникальной историей жизни, развития, воспитания и обучения конкретного ребенка» [там же]. К общим для всех детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями дефектологи относят: «время начала обучения (потребность в максимально раннем, с первых месяцев жизни, выявлении, предупреждении и коррекции нарушений развития), задачи обучения (потребность в постановке развивающих и коррекционных задач обучения), содержание обучения (потребность во введении в программы обучения специальных разделов, не присутствующих в содержании образования детей с нормативным развитием), методы и средства обучения (потребность в "обходных путях" и специальных методах решения традиционных задач развития, обучения и воспитания на каждом возрастном этапе), организация обучения (потребность в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды), социальная и образовательная интеграция (потребность в организации взаимодействия со сверстниками без ограничений здоровья с учетом возможностей и ограничений ребенка), жизненная компетенция (потребность в целенаправленном формировании жизненной компетенции ребенка), образовательный маршрут (потребность в подборе образовательного маршрута, соответствующего возможностям и ограничениям ребенка), оценка достижений в образовании (потребность в использовании специальных методов оценки достижений ребенка в обучении, особой организации измерительных процедур с учетом его возможностей и ограничений), границы образовательного пространства (потребность в максимальном расширении образовательного пространства, выходе за пределы образовательного учреждения), продолжительность образования (потребность в непрерывном образовании на протяжении всей жизни с учетом меняющихся и усложняющихся социальных и образовательных задач), взаимодействие с семьей (потребность во включении семьи в процесс образования и ее особая подготовка силами специалистов), взаимодействие специалистов (потребность в интеграции усилий специалистов разного профиля при решении задач развития и обучения ребенка: медиков, специальных психологов и педагогов, социальных работников и др.)» [19].

Для Цитирования:
Белякова Наталья Васильевна, Социальные аспекты организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и инвалидностью в России. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: