Министерство науки и высшего образования Российской Федерации провело стратегическую сессию, посвященную выработке эффективных решений для приемной кампании 2025 года. В обсуждении, прошедшем под председательством заместителя Министра науки и высшего образования РФ Андрея Омельчука, приняли участие более 700 представителей вузов и научных организаций.
Программа «Приоритет-2030» перезапущена с фокусом на технологическое лидерство. Изменились критерии оценки программ развития вузов, подходы к финансированию и оценка эффективности университетов. В марте вузыучастники представили Совету по поддержке программ развития университетов обновленные программы развития и отчеты, в результате чего Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения отобран в основной трек «Приоритет-2030». О том, как происходила пересборка программы развития и какие проекты, релевантные направлениям национальной программы технологического лидерства, легли в ее основу, рассказала ректор ГУАП Юлия Антохина.
Как сделать университетскую науку драйвером развития, а преподавателей — активными исследователями? Какую роль в этом играет цифровизация, сетевые программы и гибкость образовательных траекторий? О стратегических целях Владивостокского государственного университета, формировании инженерного мышления у студентов, развитии науки и изменении роли преподавателей рассказывает ректор университета Татьяна Терентьева.
20 марта Московский авиационный институт (МАИ) отметил 95-летие со дня своего основания. По торжественному случаю были организованы масштабные праздничные мероприятия: как на базе кампуса МАИ, так и в центре Москвы. В общей сложности участие в них приняли более 1000 гостей.
Автор анализирует ключевые кадровые вызовы, стоящие перед вузами, и подчеркивает необходимость интеграции предпринимательского подхода в научную деятельность. Представлен пошаговый алгоритм формирования кадрового резерва, включающий определение компетенций, оценку ресурсов, запуск образовательных программ, менторскую поддержку и систему мониторинга результатов. Также описаны примеры успешных инициатив в российских университетах и предложены модели стратегического развития технологического лидерства. Статья будет полезна руководителям вузов, которые хотят сформировать компетентную команду, реализующую стратегию развития системного технологического лидерства университета.
Дефицит кадров в строительстве составляет порядка 200 тысяч человек, что требует системных мер со стороны государства, работодателей и образовательных учреждений, отметили участники семинара, посвященного целевому обучению, который состоялся в главном строительном вузе страны — НИУ МГСУ. Причины такой ситуации заключаются как в низкой заинтересованности в строительных специальностях среди молодых людей, так и в недостаточно активном сотрудничестве работодателей с образовательными учреждениями в рамках целевого обучения.
Конкуренция со столичными вузами, требования работодателей, которые хотят получать готовых специалистов «здесь и сейчас», и ожидания родителей, тщательно изучающих образовательные программы перед выбором вуза для своих детей — обо всем этом и многом другом мы поговорили с ректором Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
В статье дается анализ правового регулирования сферы просвещения молодежи в рамках реализуемой государством молодежной политики. Автор обращает внимание на современное состояние нормативно-правовой базы механизма просветительской деятельности, выделяет основные проблемы правового регулирования и обозначает перспективы развития законодательства в обозначенной сфере общественных отношений.
Завершился конкурсный отбор межуниверситетской программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», которая реализуется НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие» при поддержке Русского географического общества. Экспертный совет утвердил первые 30 экспедиций, в число победителей вошли 12 университетов и 18 организаций. Экспедиции пройдут с апреля по ноябрь 2025 года и охватят 23 региона страны.
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема — первый и единственный государственный вуз на территории всего своего региона — Еврейской автономной области, разделенной с Китаем рекой Амур. Он расположен в городе Биробиджан с населением менее 70 000 человек, на Дальнем Востоке. Как в таких условиях университету работать с самопозиционированием, развивать науку, межуниверситетские связи и оставаться интересной средой для студентов и преподавателей? Об этом мы поговорили с ректором Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Натальей Баженовой.
18–19 марта 2025 года Финансовый университет в пятый раз провел смену просветительского проекта «Мы — Россия!», направленного на продвижение культурно-исторического наследия среди молодежи и профориентацию. В мероприятии приняли участие 46 школьников из Самары — детей военнослужащих специальной военной операции. Более 200 школьников уже получили уникальный опыт, став участниками проекта.
На круглом столе в формате Москва — Новосибирск были представлены Интегральный рейтинг эффективности коммуникаций вузов и Рейтинг регионов по медиаактивности университетов по итогам 2024 года. Исследования проводились в рамках специального проекта Brand Analytics и «Социального навигатора» Международной медиагруппы «Россия сегодня».