Статья поступила 10.03.2025. Принята в печать 27.03.2025.
Ирина Владиславовна Долгих, директор по развитию стартапстудии «Открытые инновации», эксперт по коммерциализации и трансферу технологий, предприниматель (EduTech, Deep Tech), руководитель проектов по независимой оценке уровня готовности технологий (ПО, АПК).
Современные университеты на сегодняшний день уже проделали огромную работу в области науки и образования. Они вносят значимый вклад в развитие отечественной экономики и технологического прогресса не только на национальном, но и на мировом уровне.
Ключевым ресурсом, обеспечивающим эти достижения, являются сотрудники университетов. Именно они создают передовые разработки, развивают исследовательскую инфраструктуру и формируют компетентные научные коллективы.
В рамках обновленной программы «Приоритет 2030» перед университетами сегодня стоит амбициозная задача — стать технологическими лидерами страны. Это требует не только генерации инноваций, но и их эффективного внедрения на рынок. Ввиду того, что делать это предстоит сотрудникам университетов, эффективно реализовать стратегию достижения технологического лидерства возможно при системном подходе к развитию кадрового резерва.
Чтобы понять, почему для развития кадрового резерва университета с фокусом на технологическое лидерство важен именно системный подход, уточним, как обстоят дела в университетах с выводом на рынок и масштабированием жизнеспособных продуктов на основе технологий, разработанных внутри университета. Для этого обратимся к опыту компаний, работающих в логике продуктового подхода, общепризнанной сегодня как наиболее эффективной модели развития бизнеса любого масштаба.
В компаниях, успешно выводящих продукты на рынок и масштабирующих рост, продуктовая команда и команда разработки — это две разные, но взаимодополняющие ветки. В университетах же основное внимание традиционно уделяется качественной разработке научных и технологических решений. Однако, когда речь заходит о монетизации, возникают сложности: сотрудники зачастую не обладают достаточными предпринимательскими и управленческими компетенциями. Это как если бы программисты в компании превосходно писали код, но при выборе идеи продукта не исследовали бы спрос и тренды рынка.