По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Право молодежи на просвещение и проблемы его нормативно-правового регулирования

В статье дается анализ правового регулирования сферы просвещения молодежи в рамках реализуемой государством молодежной политики. Автор обращает внимание на современное состояние нормативно-правовой базы механизма просветительской деятельности, выделяет основные проблемы правового регулирования и обозначает перспективы развития законодательства в обозначенной сфере общественных отношений.

Литература:

1. Боршевский А.П., Сосна А.Б. Актуальные аспекты прав молодежи: право на образование // Вопросы ювенальной юстиции. — 2012. — № 1. — С. 25–26.

2. Мерзлякова И.С. История развития законодательства о правах молодежи // Юридический мир. — 2010. — № 10. — С. 42–44.

3. Плугарь О.А., Плугарь О.А., Кононова Т.М., Горева О.М. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-2.

4. Кирилловых А.А. Право потребителя на просвещение: содержание и проблемы механизма реализации // Право и экономика. — 2020. — № 2. — С. 5–13.

5. Гукасова Н.Р., Ступникова О.Е. Финансовая грамотность населения: состояния и направления развития // Вестник экспертного совета. — 2016. — № 4 (7). — С. 11–19.

6. Статья 18 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. № 26 (Часть I). ст. 3851

7. Статья 74 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. ст. 133

8. Статья 36 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. № 14. ст. 1650

9. Статья 12 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 14.10.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. ст. 5491

10. Статьи 14, 16, 17 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. ст. 6724.

11. Шапошников С.П. Молодежная политика как одна из функций социального государства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 12. — С. 12–13.

12. Елишев С.О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной политики // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 9. — С. 5–10.

13. Кирилловых А.А. Патриотическое воспитание в России: современные проблемы правового регулирования // Юрист ВУЗа. — 2023. — №.11. — С. 12–18.

14. Федеральный закон от 05.04.2021 г. № 85ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 15 (Часть I). Ст. 2452.

15. Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 г. № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 11.07.2022. № 28. ст. 5112.

16. Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СЗ РФ. 2024. № 20. Ст. 2584.

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2024. № 36. Ст. 5484.

18. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.

19. Бааль Н.Б. Молодежный экстремизм в современном российском обществе // Российский следователь. — 2021. — № 11. — С. 69–72.

20. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2021. № 1 (часть I). ст. 28

21. Мирошник Е., Пантелеев Б., Фурсова И. Правовое просвещение молодежи // ЭЖ-Юрист. — 2013. — № 16. — С. 8.

22. Попкова Т.С. Стратегическое планирование в области государственной молодежной политики // Административное право и процесс. — 2024. — № 8. — С. 48–50.

23. Чеха В.В. Просветительская деятельность: правовые и организационные аспекты // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 1. — С. 198–210.

Статья поступила 16.03.2025. Принята в печать 27.03.2025.

Андрей Александрович Кирилловых, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, специалист по УМР опорного научно-методического центра по внедрению курса «Основы российской государственности», Вятский государственный университет, г. Киров.

Просвещение граждан является одной из сторон процесса воспитания личности, образования человека. Просвещение как таковое связано с получением новых знаний, представлений и навыков в соответствующей сфере деятельности, направленных на формирование в индивиде социально ответственной личности. Именно формирование ответственного гражданина выступает в качестве публичного интереса, реализацию и защиту которого должно обеспечить государство. Попутно отметим, что потребность человека в просвещении несомненно оказывается связанной с уровнем социальной зрелости общества, а также динамикой, усложнением общественных отношений, формирующих необходимость получения индивидом нового социально полезного знания.

Право на просвещение отдельно не выделено в системе социальных прав. Но, безусловно, будучи неразрывно связанным с правом на образование, право на просвещение можно рассматривать как право, представляющее возможности, в том числе по эффективной реализации других прав [1, с. 25–26]. В то же время права молодежи рассматриваются как составная часть прав человека [2, с. 42–44], но молодежь как отдельная категория граждан и часть населения страны имеет свои собственные интересы и потребности, обусловленные особенностями данной социально-возрастной группы [3]. Поэтому государству важно вести системную работу, направленную на выработку и реализацию механизма просветительской работы с молодым поколением.

Однако анализ определения объема и направления просветительской работы в рамках действующего массива законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии системного подхода в решении данного вопроса. Основное внимание законодателя фокусируется на социально значимых областях общественных отношений, затрагивающих интересы большинства членов общества, например, таких, как сфера потребления [4, с. 5–13]. Также весьма важным видится проведение информационно-просветительских кампаний, направленных на развитие ответственного потребительского поведения на финансовом рынке и защиты прав потребителей финансовых услуг среди молодежи [5, с. 11–19].

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право молодежи на просвещение и проблемы его нормативно-правового регулирования. Ректор ВУЗа. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: