Статья поступила 16.03.2025. Принята в печать 27.03.2025.
Андрей Александрович Кирилловых, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, специалист по УМР опорного научно-методического центра по внедрению курса «Основы российской государственности», Вятский государственный университет, г. Киров.
Просвещение граждан является одной из сторон процесса воспитания личности, образования человека. Просвещение как таковое связано с получением новых знаний, представлений и навыков в соответствующей сфере деятельности, направленных на формирование в индивиде социально ответственной личности. Именно формирование ответственного гражданина выступает в качестве публичного интереса, реализацию и защиту которого должно обеспечить государство. Попутно отметим, что потребность человека в просвещении несомненно оказывается связанной с уровнем социальной зрелости общества, а также динамикой, усложнением общественных отношений, формирующих необходимость получения индивидом нового социально полезного знания.
Право на просвещение отдельно не выделено в системе социальных прав. Но, безусловно, будучи неразрывно связанным с правом на образование, право на просвещение можно рассматривать как право, представляющее возможности, в том числе по эффективной реализации других прав [1, с. 25–26]. В то же время права молодежи рассматриваются как составная часть прав человека [2, с. 42–44], но молодежь как отдельная категория граждан и часть населения страны имеет свои собственные интересы и потребности, обусловленные особенностями данной социально-возрастной группы [3]. Поэтому государству важно вести системную работу, направленную на выработку и реализацию механизма просветительской работы с молодым поколением.
Однако анализ определения объема и направления просветительской работы в рамках действующего массива законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии системного подхода в решении данного вопроса. Основное внимание законодателя фокусируется на социально значимых областях общественных отношений, затрагивающих интересы большинства членов общества, например, таких, как сфера потребления [4, с. 5–13]. Также весьма важным видится проведение информационно-просветительских кампаний, направленных на развитие ответственного потребительского поведения на финансовом рынке и защиты прав потребителей финансовых услуг среди молодежи [5, с. 11–19].