Статья поступила 15.03.2025. Принята в печать 27.03.2025.
— Татьяна Валерьевна, в описании целевой модели ВВГУ отмечено, что в 2032 году в университете большая часть преподавателей будут исследователями. Как вы собираетесь реализовать эту цель? За счет чего, как вы считаете, у преподавателей высвободятся ресурсы для большего погружения в научную деятельность?
— Действительно очень сложная задача в режиме ограниченности ресурсов. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, должны способствовать достижению нескольких метрик: выполнению показателей по НИР, увеличению доли молодых преподавателейисследователей и поддержанию высокой доли преподавателей, имеющих ученую степень и звание. Мы действуем системно.
Пять лет назад открыли целевую аспирантуру, куда поступают молодые люди, желающие остаться работать в университете. Включили каждого в состав научной школы в соответствии с направлением научных исследований, существенно уменьшили аудиторную нагрузку, установили персональную надбавку. Уже сегодня практически большинство преподавателей занимаются научными исследованиями в рамках научных школ, поэтому в нашем университете высокая публикационная активность.
Но основной метрикой все же является объем доходов, получаемых от коммерциализации научных результатов. Это и гранты Российского научного фонда, и государственные задания, и самое основное — это заказ на научные разработки от предприятий реального сектора экономики. Реализовать такие проекты в вузе на самом деле могут не многие преподаватели. Я знаю поименно всех наших ученых, которые генерируют в университете научные результаты, необходимые государству, что приносит нам порядка 60 миллионов рублей в год.
Второй вопрос — нагрузка преподавателей. Мы активно используем новые образовательные технологии, развиваем смешанную форму обучения, онлайн-курсы, совершенствуем электронную образовательную среду Moodle. Это позволяет существенно оптимизировать образовательный процесс и высвободить аудиторное время преподавателя.