Город Ош в Киргизии официально именуют южной столицей, это второй по численности город страны после Бишкека, один из самых больших и древних в Центральной Азии. В самом центре города находится уникальный историко-археологический музейный комплекс — священная гора Сулайман-Тоо, почитаемая с древних времен. Памятники, расположенные на территории комплекса, первыми в стране были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Башня Бурана — один из самых известных памятников архитектуры Киргизии и один из древнейших минаретов, выполненных из жженого кирпича, на территории всей Средней Азии. Минарет был возведен в IX–XI веках и принадлежит к культуре мусульманского тюркского государства Караханидов. Башня Бурана сегодня является памятником культурно-исторического наследия страны, входит в структуру киргизского археолого-исторического музея и охраняется государством.
Государственный историко-культурный музей-заповедник в городе Чолпон-Ата — одно из самых посещаемых и наиболее доступных мест для знакомства с наскальными рисунками (петроглифами) иссык-кульского скопления. Музей на территории заповедника существует с советских времен, его экспозиция состоит из исторических, археологических артефактов, предметов быта кочевников, образцов народного прикладного искусства и пр.
Манас — национальный герой Киргизии, главный персонаж одноименного киргизского эпоса, который объединял и защищал киргизов в Караханидскую эпоху. По легенде, основная ставка Манаса и его воинство располагались в Таласской долине. Именно здесь сегодня расположены мавзолей, возведенный в 1334 году, где хранятся останки героя, и мемориальный комплекс в его честь.
«Рух Ордо» — культурный комплекс и музей под открытым небом, расположенный на северном берегу озера Иссык-Куль, в городе Чолпон-Ата. Комплекс занимает 4,5 га, на его территории расположены мемориальный дом известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, культовые сооружения, посвященные мировым религиям, выставочные залы для размещения экспозиций и проведения выставок.
Национальный музей изобразительных искусств Киргизии находится в Бишкеке и носит имя выдающегося киргизского художника Гапара Айтиева, одного из первых профессиональных живописцев страны. Музей был открыт в 1935 году, основой его коллекции стали полотна великих художников, в том числе и переданные из фондов Третьяковской галереи и Эрмитажа. В 1974 году, после переезда в новое здание, экспозиция пополнилась предметами прикладного искусства.
Помещение, в котором в 1885 году родился Михаил Васильевич Фрунзе, будущий советский революционер, — одно из самых старых зданий в современном Бишкеке, столице Киргизии. О его судьбе, жизни и деятельности рассказывает экспозиция мемориального дома-музея.
Николай Михайлович Пржевальский — выдающийся русский путешественник, внесший огромный вклад в изучение флоры и фауны Средней Азии. Он был одним из первых европейцев, посетивших удаленные районы Китая, Монголии, Тибета. В 1888 году, во время очередной экспедиции, великий географ и натуралист заболел брюшным тифом и скоропостижно скончался вблизи города Каракола. Сегодня на этом месте организован музейно-мемориальный комплекс Н.М. Пржевальского, посвященный его экспедициям.
Сегодня, когда наполнение базы данных Государственного каталога для сотрудников музеев нашей страны стало ежедневной рутиной, а объем информации преодолел рубеж в 50% от общего состава Музейного фонда, назрела необходимость поговорить о перспективах развития системы. Как будет развиваться Госкаталог в будущем? Сможет ли он преодолеть свою изначальную узкую роль инструмента, который помогает музейщикам и чиновникам вести учет коллекций в электронном виде, и превратиться в глобальный многофункциональный цифровой ресурс, способный связать богатейшие коллекции музейных артефактов с потребностями современного зрителя?
Комплектование, учет и хранение музейных ценностей являются одной из преимущественных задач любого юрлица — музея в РФ и в мире. В Российской Федерации данные вопросы регламентирует специальный приказ Минкультуры России от 23.07.2020 № 827, устанавливающий базисные положения, касающиеся функционирования музейных комплексов. Данный документ определяет разграничение видов фондов, их формирование, ведение внутренней документации, организацию экспертизы и многое другое. Автор считает, что хотя документ и касается наиболее значимых и важных вопросов, однако он требует обязательной корректировки с учетом современной судебной практики.