Тезисы выступления министра Евразийской экономической комиссии Вероники Никишиной «Россия и ЕАЭС в АТР: ключевые факторы интеграции и перспективы развития делового сотрудничества».
Общий рынок товаров является одним из ключевых компонентов Евразийского экономического союза. В последние годы сформировалась тенденция к росту объема взаимной торговли государств — членов ЕАЭС, однако существует значительный потенциал для его дальнейшего увеличения. В этой связи в статье предложено учредить целевой специализированный финансовый институт — Евразийский фонд развития промышленности (ЕФРП), что позволит существенно расширить финансовые возможности и инструментарий инвестиционной поддержки предприятий, консолидирующих евразийские активы в целях производственной кооперации и наращивания несырьевого неэнергетического экспорта, развития общего рынка товаров государств — членов ЕАЭС.
В статье рассматриваются основные параметры торгово-экономического сотрудничества России со странами АТР, наращивание которого ставит задачи стратегического осмысления места и роли страны в регионе с учетом развития интеграционных процессов и Евразийского экономического союза. Один из возможных форматов развития взаимодействия в Евразии, который будет не только отвечать интересам России и ЕАЭС, но и нести выгоды для других стран региона, — развитие российской инициативы Большого евразийского партнерства (БЕП).
В статье приведен комплексный анализ современного международного энергетического сотрудничества, которое Россия развивает в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выделены страны региона, которые в XXI в. являются ключевыми и важнейшими перспективными партнерами России в области энергетических связей. Выявлены различные аспекты диверсификации международного энергетического сотрудничества России на восточном направлении. В статье дается обзор важнейших целей и задач российской энергетической дипломатии в АТР, а также возникающих проблем на пути их реализации.
Статья посвящена анализу роли «умных» городов в экономике России и Китая. Авторы рассмотрели эволюцию понятия и формирования мировых критериев «умного» города, уделив особое внимание вопросам стандартизации показателей устойчивых «умных» городов (стандарт ISO 37122 — «Устойчивые города и сообщества — показатели для "умных" городов»). Сделан вывод, что российские города, их социально-экономическое и пространственное развитие пока не могут в полной мере соответствовать требованиям этого международного стандарта. Однако необходимость ускорения социально-экономического развития страны и ее интеграции в мировое экономическое пространство требует принятия аналогичного национального стандарта, призванного сменить ведомственный стандарт «умного» города, разработанный Минстроем РФ. Рассмотрев особенности развития «умных» городов в России и Китае, авторы предлагают объединить усилия этих двух государств в данном направлении, что послужит дополнительным драйвером их социально-экономического развития. Россия располагает огромными и еще не использованными интеллектуальным, организационным и технологическим потенциалами для успешного развития сначала «умных» городов, затем «умных» регионов» и наконец «умного» государства.
В работе проанализированы пути перехода к новой социально-экономической парадигме в постиндустриальной стадии развития мировой экономики. На примере США показана ключевая роль сферы услуг. Проведен анализ сектора в экономике США, его структуры, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность и лидирующее положение на мировой арене. Качественные характеристики товаров и услуг становятся ключевыми, что требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал.
Автор анализирует развитие российско-украинских отношений после антиконституционного государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., в результате которого политику Украины стали по существу определять экстремистские неофашистские силы под диктовку США, что вскоре привело к ухудшению отношений между Украиной и Россией. Это не могло не отразиться и на вопросах судоходства между Черным и Азовским морями и статуса обеих этих акваторий, имеющих важнейшее стратегическое значение для безопасности России. В этой связи в статье излагаются поправки, внесенные Министерством транспорта РФ в 2015 г. в правила прохода судов через Керченский пролив и Азово-Керченскую акваторию. Провокационные действия ВМС Украины в ноябре 2018 г. в Керченском проливе привели к конфликту и аресту украинских военных кораблей и их экипажей. В заключение автор выражает надежду на то, что Киев сможет распространить успешный опыт решения этого непростого вопроса путем переговоров и на другие области наших взаимоотношений.