С середины прошлого века мировая экономика переходит к постиндустриальной стадии развития. На примере США наиболее ярко прослеживаются пути перехода к новой социально-экономической парадигме. При этом активно развивается и укрепляется третичный сектор экономики (сектор услуг), который выходит на первый план, занимает передовые позиции в доле ВВП, количестве рабочих мест, капиталовложений и других ключевых показателях. Это во многом позволило стране занять и закрепить за собой статус лидирующего государства почти во всех сферах не только по объемам и динамике ВВП, но и по уровню конкурентоспособности в глобальном масштабе.
Третичный сектор экономики, по определению Бюро Цензов (U. S. Census Bureau), производит всевозможные нематериальные ценности и включает 13 сфер, в том числе: оптовая и розничная торговля, информационные, деловые, технические и научные услуги, здравоохранение, услуги в сфере развлечений и отдыха, а также недвижимости.
США лидирует в мире как по объему предоставляемых услуг, так и по доле услуг в ВВП страны.
РОЛЬ СЕКТОРА УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ США
Сектор услуг стал наиболее важной движущей силой в экономическом лидерстве США с точки зрения добавленной стоимости, занятости и торговли. В 2018 г. отрасли, производящие услуги, обеспечили 69,9 % ВВП США, или 14,3 трлн долл. США, а также составили 80,3 % от общей занятости в частном секторе, или 125 млн работников в 2016 г.
Аналогичный сдвиг от производства товаров в сторону услуг наблюдается и в других промышленно развитых странах. По данным ежегодника «Мировой сборник фактов» (The world factbook), в странах с максимальным ВВП, кроме Китая и Южной Кореи, доля услуг составляет более 60 %.
Несмотря на схожее преобладание сферы услуг практически во всех западных странах, при оценке конкурентоспособности на первый план выдвигаются не количественные, а научно-технологические и организационно-структурные характеристики, определяющие качественные аспекты воздействия сферы услуг на общехозяйственные процессы. И в этом отношении рассматриваемая сфера в США отличается целым рядом преимуществ. Прежде всего, в высоком уровне развития группы деловых услуг, которые в современной экономике являются генератором прогресса технологий и других форм научного знания, передового производственного опыта и их ретранслятором во все пласты структуры хозяйства. Это связано во многом с тем, что в США подобные услуги выведены за пределы компаний, т. е. широко распространен аутсорсинг деловых услуг, что обеспечивает их гибкость и специализацию, в то время как в других странах они интегрированы в состав крупных предприятий1 .
Аутсорсинг — это практика передачи бизнес-функций и/или бизнеспроцессов компании третьим лицам (организациям или частному лицу) на долгосрочной основе. Мнения экспертов относительно влияния данного явления на экономику США крайне разнятся. Среди преимуществ выведения некоторых видов деятельности за пределы компаний можно выделить следующие. Аутсорсинг позволяет снизить внутренние издержки предприятия, сократить штат непрофильных сотрудников, уменьшая при этом и стоимость конечного товара или услуги. Высвободившиеся человеческие и финансовые ресурсы фирма может использовать для своих внутренних технологических разработок, дальнейшего развития и расширения. При этом компания, оказывающая услуги аутсорсинга, благодаря своей узкой специализации имеет возможность быстрее реагировать на новые тенденции рынка и выполнять задания более качественно и в сжатые сроки. Снижение цен также делает товары и услуги более доступными для конечных покупателей, растущий спрос и потребление, в свою очередь, благотворно влияют на национальную экономику.
Кроме этого, возможность отдать на аутсорсинг некоторые специализированные, дорогостоящие или высокотехнологичные функции значительно влияет на выживаемость и конкурентоспособность малого бизнеса, который сам по себе считается важной движущей силой в экономике США2 . Среди основных факторов влияния малого бизнеса как на экономику в целом, так и на конкретные отрасли можно выделить следующие: создание рабочих мест, инновационность, предоставление возможностей для достижения успеха некоторым группам населения, в том числе женщинам и различным классам меньшинств, которым бывает трудно найти работу в крупных корпорациях.
Тенденция к более глубокой и узкой специализации, а также необходимость более эффективного использования ресурсов приводят к структурной трансформации в экономике, переводу рабочей силы и некоторых других ресурсов из индустриальных предприятий в сферу услуг. Дж. Берлингьери из департамента науки, технологий и инноваций ОЭСР провел анализ данных США за последние 60 лет и показал, что в области аутсорсинга и профессиональных услуг на 36 % увеличения занятости в сфере обслуживания приходится 25 % падения занятости в производстве3 .
Противники аутсорсинга часто взывают к проблемам увеличения безработицы, потери индустриальной инфраструктуры и недополучения налоговых доходов государством. Особенно, если речь идет о внешнем аутсорсинге, т. е. выведении функций за пределы страны, в развивающиеся/мало развитые страны, в которых стоимость оказания услуг и/или производства товаров значительно ниже, чем в США. Обещание вернуть Америке рабочие места и заняться реиндустриализацией страны были в числе приоритетных задач в предвыборной кампании Д. Трампа: дерегуляция бизнеса, значительное снижение корпоративных налогов, протекционистская политика в международной торговле — эффективные меры, направленные на рост и укрепление национальной экономики.
Как отмечалось выше, сфера услуг играет существенную роль в создании и предоставлении рабочих мест. В 2016 г. в этой сфере было трудоустроено 80,3 % от общей занятости в частном секторе, или 125 млн работников. Кроме этого, к 2026 г., по прогнозам Бюро статистики труда США, эти показатели вырастут до 81 %4 , в то время как в сельскохозяйственном и производственном секторе будет наблюдаться спад или отсутствие динамики.
Наибольшее число занятых в 2016 г. трудоустроено в следующих категориях сферы услуг: деловые услуги (12,9 %), здравоохранение (12,2), розничная торговля и сфера развлечений и гостеприимства (по 10 %).
В 2016 г. экспорт товаров и услуг обеспечил около 10,7 млн рабочих мест в США, что на 160 тыс. рабочих мест меньше уровня 2015 г. В национальном масштабе экспорт товаров, состоящих из готовой, сельскохозяйственной продукции и природных ресурсов, поддерживается 6,3 млн рабочих мест. На экспорт услуг пришлись оставшиеся 4,4 млн поддерживаемых рабочих мест5.
Развитие Интернета и других цифровых технологий оказывает значительное влияние на большинство видов услуг. В этой сфере США сохраняют свои уверенные позиции, уделяя значительное внимание информационно-технологическим разработкам, стимулируя трансфер технологий между государственным, академическим и частным секторами. На долю США приходится 58 % мировых расходов на НИОКР в области технологий связи.
СТРУКТУРА СЕКТОРА УСЛУГ
Наибольшую долю в ВВП США занимают сферы услуг, представленные в таблице 2 (в % от ВВП США).
Деловые услуги.
Этот вид услуг обеспечивает административную инфраструктуру, которая поддерживает предприятия и связана с использованием высококвалифицированной рабочей силы. Экономический рост увеличивает спрос на профессиональные услуги во всем мире, включая развивающиеся рынки, такие как Китай. Ведущие мировые компании, предоставляющие профессиональные услуги, находятся в Соединенных Штатах, чтобы обслуживать крупный и динамичный корпоративный сектор страны. США характеризуются прозрачной, стабильной нормативно-правовой базой, защитой прав интеллектуальной собственности, надежной судебной системой и создают более высокий и стабильный спрос на профессиональные услуги, чем любая другая страна. Профессиональные услуги подвергаются значительным трансформациям под влиянием эволюции цифровых технологий, поскольку программное обеспечение все в большей степени способно выполнять рутинные задачи. Тем не менее многие профессиональные услуги требуют нестандартных творческих решений, а также социального взаимодействия, ни один из которых не может быть легко автоматизирован. Секторы, такие как юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги, остаются строго регулируемыми, что сохраняет востребованность американских фирм — поставщиков деловых услуг как внутри страны, так и в мире.
Фирмы, предоставляющие профессиональные услуги, адаптируются к меняющимся экономическим условиям, находя новые рынки и ниши в отраслях. Например, американские фирмы активно выходят и развиваются на рынке услуг по экологическому строительству. Малые и средние предприятия в отрасли управленческого консалтинга получают растущие доходы, поскольку крупные консалтинговые задачи, которые когда-то выполнялись всего несколькими глобальными фирмами, могут выделяться в более мелкие специализированные проекты, в то время как цифровые коммуникации облегчают координацию проектов. В то же время компании, предоставляющие профессиональные услуги, также стирают границы между конкретными отраслями услуг. Например, бухгалтерские и аудиторские фирмы все чаще диверсифицируют свои потоки доходов, предоставляя консалтинговые или юридические услуги.
В 2017 г. доля сектора деловых услуг в ВВП США составила 12 % (2,4 трлн долл.), занятость — 23,7 млн человек (15 %).
Сектор здравоохранения и социальной помощи.
Система классификации отраслей Северной Америки (NAICS) включает учреждения, предоставляющие медицинскую и социальную помощь отдельным лицам. Услуги в этом секторе оказываются подготовленными сертифицированными специалистами. Многие отрасли в этом секторе определяются на основе степени образования, которую имеют практикующие специалисты, занятые в в отрасли.
Растущее и стареющее население страны создает потребность в дополнительных услугах и поставщиках, увеличивает спрос на работников здравоохранения, медицинские достижения и улучшения. Б. Обама проводит неоднозначную федеральную реформу медицинского страхования (также называется «Закон о защите пациентов и доступной медицинской помощи»), что приводит к увеличению числа людей, обращающихся за обычной медицинской помощью. В июне 2019 г. Д. Трамп объявил о «феноменальном» новом плане здравоохранения, которое станет еще более доступным для всех и, кроме этого, будет в центре внимания в преддверии избирательной кампании 2020 г. По данным Бюро статистики труда, ожидается, что с 2016 по 2026 г. число рабочих мест в здравоохранении будет расти со скоростью 18 %, что более чем в 3 раза быстрее, чем в остальной части экономики6.
Розничная торговля.
Сектор розничной торговли играет очень важную роль в росте экономики. Две трети ВВП страны приходится на расходы на личное потребление (PCE), где значительную роль играют розничные продажи. Следовательно, розничные продажи служат важным индикатором не только для самого сектора, но и для будущего экономики США.
В 2017 г. объем розничной торговли в США составил 1,14 трлн долл. ВВП (5,9 %). Самая большая категория в розничной торговле — автомобильная. За ней следуют продуктовые магазины и товары общего назначения. Сектор также является крупнейшим работодателем в частном секторе, поддерживая каждое четвертое рабочее место (42 млн рабочих мест)7 .
Популярность интернет-магазинов разрушает торговые центры. В 2018 г. бывший генеральный директор J. C. Penney Майк Уллман заявил, что только 25 % из 1200 торговых центров Америки выживут в течение следующих пяти лет. У наиболее успешных центров будет достаточно средств для перехода на новый стиль розничной торговли. Он добавил, что торговые центры, которые могут привлечь такие бренды, как Apple или Tesla, вероятно, выживут.
В 2018 г. ретейлеры объявили о банкротстве по рекордно высоким ставкам. Известные бренды, такие как Nine West, Claire’s и Toys R Us, объявили о банкротстве в первые четыре месяца года.
Новая онлайн-тенденция может стать еще более разрушительной для отрасли. Такие сайты, как Wish.com, AliExpress и LightintheBox, позволяют покупателям в США покупать товары напрямую у китайских производителей. Это полностью исключает розничного продавца, а также позволяет потребителям приобретать товары с большой скидкой.
Цифровая торговля.
По мере развития глобального Интернета цифровая торговля становится более значимой для экономик большинства стран. Кроме того, рост цифровой торговли превышает показатели традиционной торговли товарами и услугами. На такой вид торговли приходилось почти 7 % ВВП США в 2017 г.8 , включая: 1) сектор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и основную инфраструктуру, 2) цифровые транзакции или электронную коммерцию; 3) цифровой контент или мультимедиа. Цифровая экономика обеспечила 5,1 млн рабочих мест, или 3,3 % от общего числа занятых в США в 2017 г.
Комиссия по Международной торговле США широко определяет цифровую торговлю как «внутреннюю и международную торговлю, в которых Интернет и интернет-технологии играют особенно важную роль в заказе, производстве или доставке продуктов и услуг». Таким образом, цифровая торговля включает в себя не только конечные продукты, такие как фильмы и видеоигры, но и обеспечивает средства для повышения производительности и общей конкурентоспособности экономики. В 2017 г. экспорт услуг информационных технологий и услуг связи (за исключением цифровых товаров) в США составил, по оценкам, 439 млрд долл. Цифровая торговля растет на глобальной основе, внося больший вклад в мировой внутренний продукт (ВВП), чем в финансовые или товарные рынки. Этот вклад, вероятно, будет продолжать увеличиваться, поскольку все больше людей подключаются к Интернету и торгуют в цифровом режиме с остальным миром.
Бюро экономического анализа (BEA) считает, что в период с 1997 по 2017 г. реальная добавленная стоимость для цифровой экономики опережала общий рост экономики каждый год, а в 2017 г. рост добавленной стоимости цифровой экономики составил 25 % от общего роста реального ВВП страны.
Электронные услуги предоставляются во все более быстрых и широко распространенных телекоммуникационных сетях, которые оказывают все большему числу людей доступ к широкополосным интернет-соединениям. В результате облачные платформы приложений теперь могут предлагать более дешевое хранилище данных и вычислительную мощность для ряда компьютерных услуг. Потребители получают выгоду от более высоких скоростей Интернета и облачного хранилища для доступа к контенту с интенсивным использованием данных на своих смартфонах и компьютерах. Ожидается, что спрос на электронные услуги будет неуклонно расти в ближайшие годы, поскольку фирмы предлагают новые услуги новыми способами для растущего числа клиентов.
Соединенные Штаты имеют преимущества по сравнению с другими странами в предоставлении услуг, и здесь есть огромные возможности для роста, особенно с учетом того, что цифровая экономика продолжает развиваться, а потоки данных через торговлю увеличиваются. Использование роста услуг может принести значительную пользу как стране, так и мировой экономике в долгосрочной перспективе. В этой отрасли у государства также есть значительные преимущества перед другими странами: многие услуги трудно имитировать, поскольку они требуют долгосрочных инвестиций в человеческий капитал.
Интернет-ретейл — самый быстрорастущий сегмент. Ожидается, что к 2020 г. он достигнет 523 млрд долл., при этом темпы роста будут составлять 9,3 % каждый год.
Мобильные устройства, особенно мобильные телефоны, становятся крупнейшим источником интернет-трафика. К 2020 г. 270 млн покупателей будут использовать свои мобильные устройства для исследования и покупки продуктов. Это по сравнению с 244 млн клиентов в 2015 г. Использование планшетов сокращается, в то время как использование телефонов iPhone и Android растет. В 2017 г. респонденты в 16 странах, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании и Канаде, заявили что 60 % их «повседневных транзакций» происходит в цифровой форме, а не в магазине.
Финансовые услуги.
Финансовые услуги обеспечивают критическую экономическую инфраструктуру, необходимую для функционирования современной экономики. Они необходимы для производства практически всех товаров и услуг и способствуют международной торговле. Хорошо развитые финансовые системы способствуют экономической эффективности, снижают операционные издержки, облегчают личные и коммерческие операции и направляют сбережения на экономически производительную деятельность. Критическое значение финансовых услуг для мировой экономики подчеркивается тем фактом, что это одна из немногих отраслей услуг, имеющих международные нормативные стандарты.
Цифровые технологии и Интернет также меняют мировую финансовую систему. Это изменение обусловлено демографическими и поведенческими изменениями со стороны нового поколения потребителей с цифровой поддержкой, которые все чаще используют цифровые устройства для проведения коммерческих транзакций в Интернете. В частности, смартфоны изменяют способ доступа американских и мировых потребителей к финансовым услугам. По данным Федеральной резервной системы США, более половины владельцев смартфонов в США использовали свои устройства для доступа к розничным банковским услугам в 2013 г.
В 2017 г. вклад финансовых услуг частного сектора США в валовой внутренний продукт (ВВП) США составил 4,1 трлн долл. США, что составило почти 20,8 % от общего ВВП страны. Страховые и банковские услуги составляли около трети вклада финансовых услуг в ВВП частного сектора США в 2015 г., услуги по аренде и лизингу — 64 %.
Сектор недвижимости и аренды и лизинга — важный элемент сектора финансовых услуг — включает в себя учреждения, занимающиеся в основном арендой, лизингом или иным образом разрешающие использование материальных или нематериальных активов, а также учреждения, предоставляющие соответствующие услуги. Основную часть этого сектора составляют предприятия, которые арендуют сдают в аренду или иным образом разрешают другим лицам использовать их собственные активы. Активы могут быть материальными, как в случае с недвижимостью и оборудованием, или нематериальными, как в случае с патентами и товарными знаками.
Жилищные услуги являются компонентом расходов на личное потребление, осуществляемых резидентами в Соединенных Штатах, обычно в форме арендной платы для арендаторов или в качестве эквивалентной арендной платы для домовладельцев. Эквивалент арендной платы или подразумеваемая арендная плата — это сумма арендной платы, которую домовладельцы могут взимать, если их дома сдаются в аренду другим людям вместо того, чтобы жить в самих домах. Поскольку вмененная арендная плата не является рыночной сделкой, такой как оплата арендодателю от арендатора, она оценивается путем измерения изменения рыночной арендной платы за арендуемые единицы жилья с аналогичными характеристиками и в тех же местах, что и единицы домовладельца. В 2017 г. доходы от предоставления таких услуг составили 2,5 трлн долл. (или 13 % ВВП).
МЕСТО УСЛУГ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ США
Соединенные Штаты имеют значительный торговый дефицит, неизменно растущий уже 40 лет. Однако если изучить компоненты торгового баланса, то становится очевидным, что дефицит связан с торговлей товарами. В то же время в другом компоненте — услугах США имеют стабильно растущий профицит.
Важным компонентом для долгосрочного роста и жизнеспособности экономики США в целом является международная торговля. Торговля услугами по доли в ВВП составляет почти 23 % мировой торговли. Фактически Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире экспортером и импортером услуг частного сектора9 . В валовом выражении торговля США составляет 14,4 % (761,6 млрд долл. США) мирового экспорта услуг и 10,2 % (516 млрд долл. США) мирового импорта услуг в 2017 г.10. На туристические и деловые услуги, а также сборы от использования интеллектуальной собственности приходится более 60 % экспорта в секторе услуг. Вторым и третьим по величине экспортерами услуг стали Великобритания и Германия, на которые приходилось только 7 и 6 % мирового экспорта услуг соответственно. Франция (5,5 %) уступила Германии свои экспортные позиции, поскольку основной статьей доходов от продажи услуг традиционно в этой стране был туризм, объем которого значительно снизился в связи с ростом террористической опасности.
При этом США превосходит других экспортеров по объемам технологически продвинутых наукоемких видов коммерческих услуг — информационных, финансовых, консалтинговых, аудиторских, образовательных. Таким образом, американский бизнес по существу задает динамические, структурные, ценовые и качественные параметры этих и других рынков. В США зарегистрированы и базируют свои головные офисы более четверти крупнейших мировых корпораций, в том числе предоставляющих основные виды услуг11. Товары и услуги, проданные/купленные через филиалы транснациональных корпораций (ТНК), имеют значительную долю в международной торговле. Через дочерние предприятия было продано услуг в объеме 1456,3 млрд долл. США в 2016 г. — последнем, за который имеются статистические данные. Услуги, оказанные Соединенным Штатам через филиалы иностранных ТНК в США, составили 995,1 млрд долл. США12. Логистические услуги составили наибольшую долю — 28,4 % от общего объема услуг, предоставляемых иностранными филиалами, находящимися в собственности США, второе место приходится на финансовые услуги.
***
Таким образом, анализ состояния экономики США показал устойчивую тенденцию ключевого положения сектора услуг в мировой экономике, что требует долгосрочных инвестиций в человеческий капитал и способствует повышению уровня жизни. В экономической модели на первый план выдвигается роль человека, образования, интеллектуальной собственности, качественные, а не количественные показатели, которые становятся движущей силой дальнейшего инновационного развития страны. Для поддержания лидерства и конкурентоспособности США продолжают наращивать инвестиции в образование, здравоохранение, качественно улучшая все системы социального обеспечения.