По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Роль рынка услуг в экономике США

Попова Мария Леонидовна младший научный сотрудник, ИМЭМО РАН 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23, e-mail: mlpopova@gmail.com

В работе проанализированы пути перехода к новой социально-экономической парадигме в постиндустриальной стадии развития мировой экономики. На примере США показана ключевая роль сферы услуг. Проведен анализ сектора в экономике США, его структуры, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность и лидирующее положение на мировой арене. Качественные характеристики товаров и услуг становятся ключевыми, что требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал.

С середины прошлого века мировая экономика переходит к постиндустриальной стадии развития. На примере США наиболее ярко прослеживаются пути перехода к новой социально-экономической парадигме. При этом активно развивается и укрепляется третичный сектор экономики (сектор услуг), который выходит на первый план, занимает передовые позиции в доле ВВП, количестве рабочих мест, капиталовложений и других ключевых показателях. Это во многом позволило стране занять и закрепить за собой статус лидирующего государства почти во всех сферах не только по объемам и динамике ВВП, но и по уровню конкурентоспособности в глобальном масштабе.

Третичный сектор экономики, по определению Бюро Цензов (U. S. Census Bureau), производит всевозможные нематериальные ценности и включает 13 сфер, в том числе: оптовая и розничная торговля, информационные, деловые, технические и научные услуги, здравоохранение, услуги в сфере развлечений и отдыха, а также недвижимости.

США лидирует в мире как по объему предоставляемых услуг, так и по доле услуг в ВВП страны.

Сектор услуг стал наиболее важной движущей силой в экономическом лидерстве США с точки зрения добавленной стоимости, занятости и торговли. В 2018 г. отрасли, производящие услуги, обеспечили 69,9 % ВВП США, или 14,3 трлн долл. США, а также составили 80,3 % от общей занятости в частном секторе, или 125 млн работников в 2016 г.

Аналогичный сдвиг от производства товаров в сторону услуг наблюдается и в других промышленно развитых странах. По данным ежегодника «Мировой сборник фактов» (The world factbook), в странах с максимальным ВВП, кроме Китая и Южной Кореи, доля услуг составляет более 60 %.

Несмотря на схожее преобладание сферы услуг практически во всех западных странах, при оценке конкурентоспособности на первый план выдвигаются не количественные, а научно-технологические и организационно-структурные характеристики, определяющие качественные аспекты воздействия сферы услуг на общехозяйственные процессы. И в этом отношении рассматриваемая сфера в США отличается целым рядом преимуществ. Прежде всего, в высоком уровне развития группы деловых услуг, которые в современной экономике являются генератором прогресса технологий и других форм научного знания, передового производственного опыта и их ретранслятором во все пласты структуры хозяйства. Это связано во многом с тем, что в США подобные услуги выведены за пределы компаний, т. е. широко распространен аутсорсинг деловых услуг, что обеспечивает их гибкость и специализацию, в то время как в других странах они интегрированы в состав крупных предприятий1 .

Для Цитирования:
Попова Мария Леонидовна, Роль рынка услуг в экономике США. Международная экономика. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: