По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

«Умные» города как драйвер социально-экономического развития: опыт России и Китая

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юр. наук, д-р экономики и менеджмента, советник, академик, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», Международная академия менеджмента, член правления Вольного экономического общества, 107996, г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9, e-mail: kteteryatnikov@yandex.ru
Камолов Сергей Георгиевич канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, МГИМО МИД России 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, e-mail: skamolov@yahoo.com
Каунов Ефим Николаевич президент, АНО «Институт сравнительных исследований умных городов» 101000, г. Москва, ул. Лубянка М., д. 16, e-mail: kaunov509@gmail.com

Статья посвящена анализу роли «умных» городов в экономике России и Китая. Авторы рассмотрели эволюцию понятия и формирования мировых критериев «умного» города, уделив особое внимание вопросам стандартизации показателей устойчивых «умных» городов (стандарт ISO 37122 — «Устойчивые города и сообщества — показатели для "умных" городов»). Сделан вывод, что российские города, их социально-экономическое и пространственное развитие пока не могут в полной мере соответствовать требованиям этого международного стандарта. Однако необходимость ускорения социально-экономического развития страны и ее интеграции в мировое экономическое пространство требует принятия аналогичного национального стандарта, призванного сменить ведомственный стандарт «умного» города, разработанный Минстроем РФ. Рассмотрев особенности развития «умных» городов в России и Китае, авторы предлагают объединить усилия этих двух государств в данном направлении, что послужит дополнительным драйвером их социально-экономического развития. Россия располагает огромными и еще не использованными интеллектуальным, организационным и технологическим потенциалами для успешного развития сначала «умных» городов, затем «умных» регионов» и наконец «умного» государства.

Литература:

1. Базовые и дополнительные требования к «умным» городам (ведомственный стандарт Минстроя России «Умный город») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. minstroyrf.ru/docs/18039/ (дата обращения: 14.09.2019).

2. Национальный стандарт «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» (ГОСТ Р ИСО 371202015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200123370 (дата обращения: 14.09.2019).

3. Паспорт ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minstroyrf. ru/upload/iblock/ecf/Pasport-proektaumnyy-gorod.pdf.

4. Программа развития Москвы как «умного» города до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mos.ru/2030/(дата обращения: 14.09.2019).

5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// static.government.ru/media/fi les/9gFM 4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf (дата обращения: 14.09.2019).

6. Василенко И., Василенко Е., Люлько А. «Умный город» XXI века: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге. — М.: Международные отношения, 2018. — 256 с.

7. Камолов С. Г. О гносеологической сущности «умных городов» // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 1. — C. 200–204.

8. Камолов С. Г., Корнеева А. М. Технологии будущего для «умных» городов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2018. — № 2. — С. 100–114.

9. Российско-китайский диалог: модель 2019: доклад № 46/2019 / С. Г. Лузянин и др.; Х. Чжао и др.; гл. ред. И. С. Иванов; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2019. — 200 с.

10. Как работает социальный рейтинг в Китае. T-adviser, April 10, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index. php/Статья:Социальный_рейтинг_в_ Китае (дата обращения: 14.09.2019).

11. Приоритетные направления внедрения технологий «умного» города в российских городах. Экспертно-аналитический доклад ЦСР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/06/Report-Smart-CitiesWEB.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

12. Проекты «умного» города получат финансирование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. minstroyrf.ru/press/proekty-umnogogoroda-poluchat-finansirovanie/(дата обращения: 14.09.2019).

13. China’s top tech fi rms launch smart city initiative URL: https:// www.information-age.com/chinastop-tech-firms-launch-smart-cityinitiative-123474382 (дата обращения: 14.09.2019).

14. ISO 37106:2018(en). Sustainable cities and communities — Guidance on establishing smart city operating models for sustainable communities. URL: https://www.iso.org/obp/ ui/#iso:std:iso:37120:ed-2:v1:en (дата обращения: 14.09.2019).

15. ISO 37120 Sustainable cities and communities — indicators for city services and quality of life) URL: https://www.iso.org/obp/ ui/#iso:std:iso:37120:ed-2:v1:en (дата обращения: 14.09.2019).

16. ISO 37122:2019(en). Sustainable cities and communities — Indicators for smart cities. URL: https://www.iso.org/ obp/ui/#iso:std:iso:37122:ed-1:v1:en (дата обращения: 14.09.2019).

17. Performance and Capacity Implications for a Smarter Planet. IBM Redpaper. URL: http://www.redbooks. ibm.com/redpapers/pdfs/redp4762.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

18. Planning Outline for the Construction of a Social Credit System (2014-2020) // State Council of China, june14, 2014. URL: https:// chinacopyrightandmedia.wordpress. com/2014/06/14/planning-outlinefor-the-construction-of-a-social-creditsystem-2014-2020/ (дата обращения: 14.09.2019).

19. The 2018 Revision of World Urbanization Prospects. URL: https:// www.un.org/development/desa/en/ news/population/2018-revision-ofworld-urbanization-prospects.html (дата обращения: 14.09.2019).

20. Rogier Creeme, China’s Social Credit System: An Evolving Practice of Control, University of Leiden (9 may 2018). URL: https://ssrn.com/ abstract=3175792 (дата обращения: 14.09.2019).

21. The Wall Street Journal, China’s Chilling "Social Credit" Blacklist, Dec. 11, 2017. URL: https://www.wsj.com/ articles/chinas-chilling-social-creditblacklist-1513036054(дата обращения 14.09.2019).

22. Vanderklippe, Nathan. "Chinese blacklist an early glimpse of sweeping new social-credit control" Globe and Mail. 3 January 2018 URL: https:// www.theglobeandmail.com/amp/ news/world/chinese-blacklist-an-earlyglimpse-of-sweeping-new-socialcredit-control/ (дата обращения: 14.09.2019).

Урбанизация стала глобальным трендом XXI столетия. Гигантские человеческие и технологические ресурсы сконцентрированы в мегаполисах мира. В настоящее время население планеты составляет около 7,7 млрд человек, 55 % из которых (4,2 млрд) уже проживает в городах. В период с 2018 по 2050 г. Индия, Китай и Нигерия вместе будут составлять 35 % от прогнозируемой численности городского населения мира. По прогнозам ООН, к 2050 г. к уже имеющимся горожанам прибавится: в Индии 416 млн чел., в Китае 255 млн чел., а в Нигерии 189 млн чел. [19]. Сегодня наиболее урбанизированными регионами являются Северная Америка (в 2018 г. 82 % ее населения проживало в городах), Латинская Америка и Карибский бассейн (81 %), Европа (74) и Океания (68 %). Уровень урбанизации в Азии в настоящее время приближается к 50 %. Напротив, Африка остается в основном сельской, только 43 % ее населения проживает в городских районах. В перспективе к 2050 г. в городах, по разным подсчетам, будет жить от 66 до 70 % населения мира (6,7 млрд чел., по прогнозам ООН), а как показывает статистика, большую часть ресурсов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) потребляют люди, живущие именно в городах.

Сегодня три четверти населения России уже живет в городах. Здесь создается не только большая доля ВВП страны, но и новые модели взаимодействия населения и властных органов, формируются культурные тренды. Однако очевидно, что рост численности городского населения влечет за собой множественные проблемы, связанные с необходимостью обеспечить гражданам высокое качество жизни, комфорт и стабильность, рабочие места. Города играют ключевую роль в российской экономике, но все чаще сталкиваются с вызовами, которые препятствуют их эффективному развитию: высокий уровень износа городской инфраструктуры (более 60 % в среднем по стране), дефицит ресурсов местных бюджетов, ухудшающаяся экология городской среды, необходимость вывода отношений между муниципальными властями, бизнесом и гражданами на новый уровень для обеспечения устойчивого развития общества.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, Камолов Сергей Георгиевич, Каунов Ефим Николаевич, «Умные» города как драйвер социально-экономического развития: опыт России и Китая. Международная экономика. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: