Так сказано о нашем Дальнем Востоке в сентябрьском «Коммерсант Review». Определение верное не только в географическом, но и экономическом смысле. В теперешней геополитической обстановке, когда Запад (США и его союзники) блокирует торгово-экономическое сотрудничество с Россией, естественно, что ее взоры все больше обращаются на Восток. Правда, в перспективе возможно, что поворот на Восток станет возвращением и на Запад: Земля круглая, если пойдешь на Восток, то в конце концов вернешься на Запад. Посмотрим. В любом случае поворот на Восток сегодня оправдан как политически, так и экономически.
Дальний Восток России — территория опережающего развития (ТОР) не только как освоение новых земель и несметных природных богатств, но и как выстраивание экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — наиболее густонаселенной и динамичной частью современного мира.
Вот почему проведение во Владивостоке 4–6 сентября с. г. Восточного экономического форума (ВЭФ), хотя и пятого по счету, фактически стало первым по заявленным участниками планам. По словам того же «Коммерсант Review», усилия России последнего десятилетия по развитию Дальнего Востока «были замечены, оценены и приняты во внимание». Этому способствовало выступление министра Евразийской экономической комиссии Вероники Никишиной о перспективах делового сотрудничества России и ЕАЭС в АТР (публикуется в этом номере).
Отношения с Китаем — нашим основным стратегическим партнером, казалось, не были на форуме главным вопросом, но лишь потому, что они во всех аспектах неоднократно рассматривались раньше. Поднебесная предпочла обсуждение макрорегиональных тем, таких как механизмы реализации российско-китайской программы сотрудничества до 2024 г. Товарооборот между странами, недавно превысивший беспрецедентно высокий уровень в 100 млрд долл., планируется удвоить, в т. ч. за счет роста доли продукции более высокой переработки в российском экспорте, 2/3 которого сегодня составляют нефть и газ.