По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Как избежать взрыва «бомбы замедленного действия» в Керченском проливе

Котляр Владимир Семенович д-р юрид. наук, международный арбитр ООН по морскому праву, член Международно-правового совета при МИД РФ 119200, г. Москва, Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, e-mail: vskotlyar@yandex.ru

Автор анализирует развитие российско-украинских отношений после антиконституционного государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., в результате которого политику Украины стали по существу определять экстремистские неофашистские силы под диктовку США, что вскоре привело к ухудшению отношений между Украиной и Россией. Это не могло не отразиться и на вопросах судоходства между Черным и Азовским морями и статуса обеих этих акваторий, имеющих важнейшее стратегическое значение для безопасности России. В этой связи в статье излагаются поправки, внесенные Министерством транспорта РФ в 2015 г. в правила прохода судов через Керченский пролив и Азово-Керченскую акваторию. Провокационные действия ВМС Украины в ноябре 2018 г. в Керченском проливе привели к конфликту и аресту украинских военных кораблей и их экипажей. В заключение автор выражает надежду на то, что Киев сможет распространить успешный опыт решения этого непростого вопроса путем переговоров и на другие области наших взаимоотношений.

До сравнительно недавнего времени статус Азовского моря и порядок прохода судов через Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря, ни у кого ни в Киеве, ни за пределами Украины сомнений или возражений не вызывал. По Договору от 24 декабря 2003 г. между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива вся Азово-Керченская акватория объявлялась «исторически сложившимися внутренними водами» обеих стран (ст. 1), и было установлено, что торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства (ст. 2)1 . В совместном заявлении президентов обеих стран, подписанном одновременно с Договором, указывается, что Азово-Керченская акватория сохраняется как «целостный хозяйственный и природный комплекс, используемый в интересах двух государств»; российские и украинские военные корабли и торговые суда пользуются в этом регионе свободой судоходства, а военные корабли под флагом третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив только по согласию и России, и Украины2 .

Вроде бы всем все было ясно и понятно, но 22 февраля 2014 г. в Киеве майдан, долго готовившийся ЦРУ США, произвел вооруженный антиконституционный государственный переворот. Верховная Рада, на заседании которой незаконно присутствовали группы боевиков, непосредственно участвовавших в применении силы против сторонников президента В. Я. Януковича, отстранила его с нарушением конституции от власти, а заодно и изменила конституцию. К власти с помощью США и при поддержке ЕС пришли экстремистские, или, как было бы правильнее их называть, неофашистские силы, одержимые русофобией, и вся внутренняя и внешняя политика Украины начала очень быстро меняться, а это, в силу принципа «изменившихся обстоятельств» в международном праве в конце концов не могло не привести к ряду изменений в статусе и режиме Азово-Керченской акватории, играющей серьезнейшую роль в обеспечении безопасности Российской Федерации.

Для Цитирования:
Котляр Владимир Семенович, Как избежать взрыва «бомбы замедленного действия» в Керченском проливе. Международная экономика. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: