В настоящее время промышленная политика России направлена на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкурентоспособной продукции. Одной из ее важнейших задач является формирование технологических преимуществ и расширение трансфера российских технологий. Несмотря на то что российская экономика сохраняет зависимость от экспорта энергетических ресурсов и серьезно отстает от стран — лидеров научно-технологического прогресса, в ряде основных технологических областей Россия обладает конкурентными преимуществами на мировых рынках и имеет возможности для того, чтобы занять в них лидирующие позиции.
Показано значение потенциала инновационного и инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией. Проанализированы последствия санкционной политики западных стран для национальных экономик двух государств. Показаны взаимосвязи российских и финских субъектов хозяйственной деятельности.
В статье рассматриваются вопросы усиления стратегических подходов и институтов в сфере поддержки экспорта за рубежом. В 2000-х гг. абсолютное большинство стран — активных экспортеров — разработали национальные экспортные стратегии, программы, планы действий, целевые экспортные инициативы и иные похожие документы. Это позволило определить приоритеты в экспортной сфере и четкие механизмы их реализации. Одновременно система экспортных кредитных агентств (ЭКА) как главных институтов поддержки экспорта стала играть одну из ключевых ролей в достижении более широких целей национального развития. Показана новая агрессивная модель ЭКА, представленная азиатскими, прежде всего китайскими, ЭКА. Раскрыты направления «милитаризации» современных ЭКА, в растущей степени использующих финансовые инструменты, не подпадающие под регулирование ОЭСР (включая инвестиционное и несвязанное финансирование, поддержку на особо льготных условиях международных проектов развития).
Статья посвящена анализу возможного влияния новых санкций США на экономику Российской Федерации. Автор полагает, что постепенное накопление разрушительного воздействия международных санкций США, усиленных санкциями ЕС и Великобритании, в случае отсутствия решительных действий российского руководства по выводу экономики страны из кризиса может привести ее к серьезным негативным последствиям. Хотя основные риски для развития страны носят не внешний, а внутренний, системный характер, тем не менее санкции вынужденно подталкивают руководство страны к принятию экстраординарных срочных мер, подталкивающих Россию к инновационному пути развития. В этой связи автор предлагает ряд мер юридического и экономического плана, направленных на повышение эффективности государственного управления в промышленном и банковском секторах экономики c учетом действующих и ожидаемых осенью 2018 г. новых экономических санкций США.
Статья посвящена исследованию современных тенденций взаимной торговли стран — участниц БРИКС. Автором проведен анализ динамики взаимных внешнеторговых потоков, их отраслевой и географической структуры, а также уровня взаимодополняемости с учетом национальной специфики и конкурентных преимуществ стран-участниц. Установлено, что, несмотря на несбалансированность торговых потоков и превалирование торговли с Китаем, для всех стран БРИКС характерно постепенное наращивание доли партнеров по БРИКС в структуре внешней торговли. Такому сближению способствует обострение напряженности между Китаем и США. Реализации торгового потенциала стран БРИКС препятствуют сравнительно неблагоприятная отраслевая структура взаимной торговли и различия в интенсивности их участия в глобальных цепочках добавленной стоимости.
В статье анализируется деятельность нефтяного суверенного фонда Норвегии, одного из крупнейших инвесторов мирового финансового рынка, а также размеры и состав его активов, доходность по сравнению с бенчмарком.