По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

О возможном влиянии новых санкций США на экономику Российской Федерации

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юр. наук, д-р экон. наук, академик, Международная академия менеджмента, член правления ВЭО, руководитель группы независимых консультантов, 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 22а. E-mail: kirill.teteryatnikov@icg-solution.com

Статья посвящена анализу возможного влияния новых санкций США на экономику Российской Федерации. Автор полагает, что постепенное накопление разрушительного воздействия международных санкций США, усиленных санкциями ЕС и Великобритании, в случае отсутствия решительных действий российского руководства по выводу экономики страны из кризиса может привести ее к серьезным негативным последствиям. Хотя основные риски для развития страны носят не внешний, а внутренний, системный характер, тем не менее санкции вынужденно подталкивают руководство страны к принятию экстраординарных срочных мер, подталкивающих Россию к инновационному пути развития. В этой связи автор предлагает ряд мер юридического и экономического плана, направленных на повышение эффективности государственного управления в промышленном и банковском секторах экономики c учетом действующих и ожидаемых осенью 2018 г. новых экономических санкций США.

Литература:

1. Усиление антироссийских санкций и мировой ТЭК // Энергетический бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. — 2017. — № 50. — С. 17.

2. Matthieu Crozet, Julian Hinz. Collateral damage: The impact of the Russia sanctions on sanctioning countries’ exports // VOX, 05 July 2016. URL: http://voxeu. org/article/impact-sanctions-russia-sanctioning-countries-exports.

3. H. R. 3364 — Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act. URL: https://www.whitehouse.gov/legislation/hr-3364-countering-americas-adversariesthrough-sanctions-act.

4. H. R. 6156. The “Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012”. URL: https://www.govtrack.us/ congress/bills/112/hr6156/text.

5. SNG. TODAY. Россия готова сохранить ответные санкции в отношении Запада навсегда. Сетевое издание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// sng.today/moscow/2441-vladimir-putin-rasskazal-kak-sankcii-pomogli-rossii.html.

6. The Criminal Finances Bill. 2016. URL: https://www.gov.uk/government/ publications/criminal-fi nances-bill-factsheets.

7. Outside Perspectives on Russia Sanctions: Current Eff ectiveness and Potential for Next Steps. Senate Banking Committee Hearings. URL: https://www.banking.senate. gov/hearings/outside-perspectives-on-russia-sanctions_current-eff ectiveness-andpotential-for-next-steps.

8. Microsoft versus Russian Hackers. URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2018-08-21/microsoft-fi nds-new-russian-eff ort-to-hack-u-s-politicalgroups; https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-08-21/microsoft-s-russianhacking-revelations-spur-u-s-lawmakers-ire.

По состоянию на начало сентября 2018 г. совокупные санкции США и Европейского союза, поддержанные целым рядом иных государств, непосредственно затронули в общей сложности более 220 российских компаний и банков, большинство из которых — крупнейшие российские банки и компании, а также их дочерние структуры. По итогам 2017 г. их совокупная консолидированная выручка составила 30 трлн рублей. В основном под ограничения попали крупные государственные банки (54 % банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95 % совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК. По результатам докладов исполнительной власти США 29 января 2018 г., списки физических лиц пополнились еще 210 фамилиями россиян, 6 апреля 2018 г. в санкционный список попали еще 38 российских физических и 15 юридических лиц, в мае 2018 г. — еще 9 новых субъектов. Впрочем, санкционные списки пополняются ежемесячно. В совокупности санкции наложены на 388 человек, по состоянию на 1 августа 2018 г.

В целом (за исключением компаний О. Дерипаски и В. Вексельберга) санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние российских компаний и банков. С 2014 по 2017 г. рентабельность по банковскому сектору снизилась в среднем на 0,8 п. п. Снижение затронуло все банки, поскольку его причиной стал финансовый кризис, а не санкции. Снижение рентабельности в нефтегазовой отрасли составило в среднем 1,6 п. п., но также было обусловлено не санкциями, а налоговым маневром. Однако санкции повлияли на структуру долга и географию заимствований компаний и банков, попавших в список. Компании увеличили долю рублевого долга и облигаций, а банки снизили долю облигаций в долларах и евро. Долг перед нерезидентами сократился, а из-за снижения доли западных инвесторов выросла доля Азии. Санкции, введенные США 6 апреля 2018 г., вызвали самый большой всплеск нестабильности в российском финансовом и производственном секторах, но абсорбировались быстрее.

Санкции и контрсанкции привели к росту цен и существенному снижению доходов населения, однако для роста экономики в среднесрочной перспективе не санкции являются ключевым сдерживающим фактором, а структурные проблемы и ухудшение инвестиционного климата. В период после 2020 г. на объемах добычи нефти начнет сказываться замедление освоения шельфовых проектов добычи нефти и газа. Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг, уязвимый к расширению санкций. Это повышает устойчивость к потенциальным негативным последствиям возможного усиления финансовых санкций против российских компаний.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, О возможном влиянии новых санкций США на экономику Российской Федерации. Международная экономика. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: