Современные реалии развития глобальной экономической системы позволяют говорить о все возрастающем влиянии политических факторов. Введенные США и их странами-партнерами санкционные меры в отношении России в основном преследуют политическую цель — ослабить влияние Российской Федерации в политической и экономических сферах. Итогом такой политики, если не оказывать противодействие и принимать контрмер, могут стать снижение политической значимости государства, спад важнейших экономических показателей, уменьшение глобальной конкурентоспособности ее экономических субъектов. В этой связи в сохранения условий для развития инновационного потенциала, недопущения уменьшения роли национальных субъектов хозяйственной деятельности руководство Российской Федерации реализует комплекс мер, направленных на сохранение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами и бизнес-структурами.
Хозяйственные отношения России и Финляндии носят географически и исторически обусловленный характер, что объясняется тесной связью двух государств на протяжении нескольких столетий. При этом в Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. № Пр-1440 подчеркивалась особая роль Финляндии в продвижении национальных интересов России в европейских и мировых делах, а также в переводе российской экономики на инновационный путь развития [3].
К началу XXI века экономическое взаимодействие двух стран имело тенденцию к росту. Например, в 2010 г. оборот внешней торговли возрос на 27,7 %, в 2011 г. — на 12,6 %. Однако с 2014 г., после введения США и странами ЕС санкционной политики, товарооборот России и Финляндии резко изменился: в 2014 г. он составил 16 млрд долл. США, что на 14,7 % меньше, чем в предыдущем году; в 2015 г. он был уже 9,8 млрд долл. США, сократившись далее за первых восемь месяцев 2016 г. до 5,4 млрд долл. США [1, 51].
При этом финская экономика также испытала на себе негативное влияние введенных против России санкций и принятых ею ответных мер. По оценкам специалистов Торгового представительства России в Финляндии, действующий запрет на импорт продуктов питания в 2017 г. выразился в недополучении финскими экспортерами дохода в размере 292,4 млн евро по сравнению с досанкционным 2013 г. [21].