По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Перспективы инновационного и инвестиционного сотрудничества России и Финляндии в условиях санкционной политики западных стран

Николаев Сергей Владиславович соискатель кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а. E-mail: nsv8719@bk.ru

Показано значение потенциала инновационного и инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией. Проанализированы последствия санкционной политики западных стран для национальных экономик двух государств. Показаны взаимосвязи российских и финских субъектов хозяйственной деятельности.

Литература:

1. Бубнов В. В., Николаев С. В. Экономические связи России и Финляндии в условиях санкционных войн / Под ред. Д. Е. Сорокина, М. Л. Альпидовской // Глобальная экономика в XXI веке: диалектика конфронтации и солидарности: Сборник научных трудов. — Краснодар, 2017. — 494 с.

2. Интервью с директором Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике, руководителем подгруппы «Критические технологии» НТИ «Энерджинет» Грабчаком Е. П. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://energynet.ru/upload/Интервью%20Грабчака%20Евгения%20Петровича (дата обращения: 30.08.2018).

3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008 № Пр-1440// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_85021 (дата обращения: 01.09.2018).

4. Коротко о компании Teboil [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.teboil.fi /ru (дата обращения: 07.07.2018).

5. Лидеры финского бизнеса — 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fontanka.ru/longreads/business_fi (дата обращения: 07.07.2018).

6. Межгосударственные отношения России и Финляндии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.rambler.ru/politics/36474705mezhgosudarstvennye-otnosheniya-rossii-i-fi nlyandii/ (дата обращения: 07.07.2018).

7. Межгосударственные отношения России и Финляндии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.rambler.ru/politics/36474705mezhgosudarstvennye-otnosheniya-rossii-i-fi nlyandii/ (дата обращения: 10.03.2018).

8. Межправительственная Российско-Финляндская комиссия по экономическому сотрудничеству [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/fi /fi _ru_relations/fi _ru_mpk/ (дата обращения: 21.05.2018).

9. Миссия East Offi ce [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. eastoffi ce.fi /russian-1 (дата обращения: 21.08.2018).

10. Мюккянен: Финляндия ждет конкретных решений от встречи межправкомиссии в Москве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fl ashnord. com/news/myukkyanen-finlyandiya-zhdet-konkretnyh-resheniy-ot-vstrechimezhpravkomissii-v-moskve (дата обращения: 20.02.2018).

11. На пути к чистой системе электроснабжении Fingrid [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fi ngrid.fi /globalassets/dokumentit/en/ publications/fi ngrid_yleisesite_rus.pdf (дата обращения: 05.09.2018).

12. Николаев С. В. Россия — Финляндия: игнорирование санкционной политики // Международная торговля и торговая политика. — М., 2017. — № 2 (20) — С. 89.

13. О Фенновойме [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. fennovoima.fi /en/o-fennovoyme (дата обращения: 21.08.2018).

14. Об активе ГМК «Норникель» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nornickel.ru/business/assets/fi nland (дата обращения: 08.08.2018).

15. Пекка Вильякайнен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.skoltech.ru/team/pekka-vilyakajnen (дата обращения: 21.08.2018).

16. Пекка Вильякайнен: Мы должны быть как китайцы — смотреть и копировать [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fontanka. ru/2017/10/20/054 (дата обращения: 21.08.2018).

17. Перечень системообразующих организаций, утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70764844/ (дата обращения: 21.08.2018).

18. Пискулов Ю. В. Традиции российско-финляндской торговли // Международная торговля и торговая политика. — М., 2017. — № 2 (10). — С. 21.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 (ред. от 03.04.2018) «О реализации Национальной технологической инициативы» (вместе с «Правилами разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы», «Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196930/ (дата обращения: 30.08.2018).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» (вместе с «Положением о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_95949 (дата обращения: 21.08.2018).

21. Путеводитель для бизнеса: Финляндия — экономический партнер России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusfi ntrade.ru/fi les/ article/4253/20180627_1.doc (дата обращения: 21.08.2018).

22. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 21.08.2018).

23. Сбербанк поручил связи с инвесторами экс-главе IR ВТБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.reuters.com/article/idRUL8N15P2SZ (дата обращения: 20.07.2018).

24. Совместная пресс-конференция с Президентом Финляндии Саули Ниинисте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/58347 (дата обращения: 21.08.2018).

25. Состав наблюдательного совета ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/corporategovernance/supervisory_board?_ga=2.20834877.442818431.1533146447940283509.1533146447 (дата обращения: 20.08.2018).

26. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207990/ (дата обращения: 01.09.2018).

27. Устав Финско-Российской торговой палаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.svkk.ru/frtp/ustav (дата обращения: 21.08.2018).

28. Финско-Российкий вечер энергетики// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://enginclub.ru/news201510fi nsko-rossiyskiy-vecher-energetiki/ (дата обращения: 30.08.2018).

29. ФСК ЕЭС включена в список системообразующих организаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fsk-ees.ru/press_center/company_ news/?ELEMENT_ID=165859&sphrase_id=504138 (дата обращения: 05.09.2018).

30. Цифра. Группа компаний «Ренова» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Цифра. (дата обращения: 21.08.2018).

Современные реалии развития глобальной экономической системы позволяют говорить о все возрастающем влиянии политических факторов. Введенные США и их странами-партнерами санкционные меры в отношении России в основном преследуют политическую цель — ослабить влияние Российской Федерации в политической и экономических сферах. Итогом такой политики, если не оказывать противодействие и принимать контрмер, могут стать снижение политической значимости государства, спад важнейших экономических показателей, уменьшение глобальной конкурентоспособности ее экономических субъектов. В этой связи в сохранения условий для развития инновационного потенциала, недопущения уменьшения роли национальных субъектов хозяйственной деятельности руководство Российской Федерации реализует комплекс мер, направленных на сохранение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами и бизнес-структурами.

Хозяйственные отношения России и Финляндии носят географически и исторически обусловленный характер, что объясняется тесной связью двух государств на протяжении нескольких столетий. При этом в Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. № Пр-1440 подчеркивалась особая роль Финляндии в продвижении национальных интересов России в европейских и мировых делах, а также в переводе российской экономики на инновационный путь развития [3].

К началу XXI века экономическое взаимодействие двух стран имело тенденцию к росту. Например, в 2010 г. оборот внешней торговли возрос на 27,7 %, в 2011 г. — на 12,6 %. Однако с 2014 г., после введения США и странами ЕС санкционной политики, товарооборот России и Финляндии резко изменился: в 2014 г. он составил 16 млрд долл. США, что на 14,7 % меньше, чем в предыдущем году; в 2015 г. он был уже 9,8 млрд долл. США, сократившись далее за первых восемь месяцев 2016 г. до 5,4 млрд долл. США [1, 51].

При этом финская экономика также испытала на себе негативное влияние введенных против России санкций и принятых ею ответных мер. По оценкам специалистов Торгового представительства России в Финляндии, действующий запрет на импорт продуктов питания в 2017 г. выразился в недополучении финскими экспортерами дохода в размере 292,4 млн евро по сравнению с досанкционным 2013 г. [21].

Для Цитирования:
Николаев Сергей Владиславович, Перспективы инновационного и инвестиционного сотрудничества России и Финляндии в условиях санкционной политики западных стран. Международная экономика. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: